Сезон 32. История богини Сарасвати

Эпизод 706.

Махадев с Парвати, а затем Нараяна с Лакшми обсуждают тему брака. Индра не очень удачно сражается с асуром Пурурвой. Шива чувствует, что связи Брахмы и Вишну со своими жёнами разрушаются. Пурурва приставляет меч к шее Индры. Сейчас это была лишь тренировка, но Пурурва предупреждает, что когда-нибудь это будет уже не соревнование, а война, и Индре не поздоровится. Сарасвати говорит мужу, что если будут сражаться эти двое, то Пурурва наверняка победит. Брахма советует жене лучше хранить молчание, чем хвалить асуров. Поскольку слова Брахмы обладают непреодолимой силой, Сарасвати теряет возможность говорить и умолкает. Мудрецы и дэвы встречают Махадева и Парвати на Кайласе. Туда же являются Нараяна с Лакшми и Брахма. Ганеша интересуется, где Сарасвати. Парвати с Лакшми отправляются к Сарасвати, но той нет в Брахма локе. Лакшми всё рассказывает Парвати. Шива с Вишну высказываются Брахме по поводу Сарасвати. Шива обеспокоен, что сейчас произойдёт с миром из-за молчания богини мудрости. Подвыпивший царь Дурдхум садится на трон, к нему в ноги кидается женщина, которую он обесчестил; она просит у него разрешения покончить с собой. Дурдхум не разрешает и отправляет её к куртизанкам. Она рыдает, а её силой вытаскивают из царского зала. Приходит советник Суммукха и сообщает царю, что похоть и желания невозможно удовлетворить с помощью женщин и вина, а также пугает Дурдхума народным бунтом. Царь освобождает советника от занимаемой должности. Шива рассказывает Парвати, что сейчас будет с этим миром, в котором умолкла Сарасвати.

Эпизод 707.

Дурдхум назначает нового советника, своего друга ачарью Гьянмурти. Шива рассказывает Парвати об этом человеке, который когда-то поклонялся Сарасвати. Гьянмурти задаёт вопрос Суммукхе, почему государственнная казна опустошена. Суммукха отвечает, что деньги уходят на образование и лечение людей. Кроме того, в стране засуха, и деньги расходуются на помощь жителям. Суммукха с Гьянмурти дискутируют о способах государственного устройства. Гьянмурти уверяет, что казну не стоит тратить на образование, оно наоборот должно быть дорогостоящим; к тому же, если все станут получать образование, то кто же будет работать. Суммукха не согласен, и его заключают в тюрьму. Шива сообщает жене, что эта волна невежества, вызванная молчанием дэви Сарасвати, приведёт к катастрофе. За Суммукху вступается его сын, Гьянмурти вызывает его на брахмодью, происходит брахмодья между ним и Гьянмурти. Хоть Гьянмурти говорит ложные вещи, но его объявляют победителем, сын же Суммукхи, как проигравший, должен теперь принять джала-самадхи (утопиться), что он и делает. Махадев запрещает Картикее разобраться с Дурдхумом и Гьянмурти, т.к. на их место придут другие такие же тираны, потому что причина случившегося не в конкретных личностях, а в общем положении дел. Создавшуюся проблему можно решить, лишь разыскав Сарасвати. Махадев с Парвати собираются идти в мир людей для установления равновесия и надеются, что Сарасвати сама придёт туда, где восстановится равновесие.

Эпизод 708.

Махадев с Парвати в мире людей в образе брахмана (ачарья Махатап) и его жены (дэви Гаятри), пришли уничтожать невежество. Стражники требуют с них плату в 10 золотых монет за вход в город. Махатап достаёт 1 монету и говорит, что это его вознаграждение за благие поступки, смогут ли они поднять её? Стражник повелевает кидать монету в сумку. Махатап бросает монету, стражник падает с коня вместе с сумкой, монеты рассыпаются, остальные стражники бросаются их собирать, Махатап с Гаятри входят в город. Гьянмурти делится с Суммукхи, что он не собирается останавливаться на посте советника, а хочет управлять царством, распространяя невежество и спаивая царя, развлекая его с помощью женщин, т.е. доводя его до совершенного ничтожества. Стражники ведут связанных мальчиков, Махатап всех останавливает. Стражники объясняют, что дети не смогли оплатить своё образование, поэтому по законам царства обязаны стать чернорабочими. Махатап убеждает стражников и толпу зевак, что такие законы жестокие и несправедливые. Стражник пытается взять Махатапа в плен, но тот как бы невзначай роняет всех солдат на землю. Дети освобождаются и благодарят Махатапа. Махатап пытается вдохновить горожан на бунт и на то, что грамотные люди должны обучать детей бесплатно, но люди очень запуганы. Махатап говорит учёным, что они могли бы сами учить людей бесплатно, но ему возражают, что тогда царь казнит их. Они просят Махатапа не создавать им проблем и обещают пойти к царю с просьбой изменить ситуацию в городе. Один из спасённых мальчиков (Гангея) приглашает Махатапа с Гаятри познакомиться со своими родителями. Сарасвати плачет где-то в пещере. Вишну и Шива переговариваются между собой о бедственном положении, вызванном молчанием Сарасвати и отсутствием её в Брахма-локе. Брахма раскаивается в содеянном и мысленно просит супругу простить его и вернуться.

Эпизод 709.

Гангея с сестрой Умой возвращаются к плачущим родителям, Шилванти с мужем (Таранатхом) благодарят Махатапа и Гаятри за то, что те пришли к ним на помощь, когда боги их покинули, и приглашают в дом. В беседе родители Гангеи убеждают спасителей детей скорее покинуть город, ведь все учителя, которые готовы были обучать детей бесплатно, уже сидят в тюрьме. Сами они с детьми тоже собираются бежать из города. Махатап возражает, что чем дальше они будут убегать от страха, тем ближе страх будет подбираться к ним, если не в форме тирании царя, так в другой форме. От страха есть лишь одно средство – посмотреть ему в лицо. Брахманы приходят к царю со своей просьбой о смягчении законов об обучении. Гьянмурти приводит к царю отряд особого назначения из ракшасов, которым надо платить из казны за работу, а также отдавать на съеденье заключённых. Брахманы, которые хотели было поговорить с царём о бесплатном обучении детей, посмотрев на тот отряд, уносят ноги. Однако Гьянмурти не даёт главе брахманов уйти и вызывает его на брахмодью. Махатап говорит Гаятри, что пора задействовать сыновей Картикею и Ганешу в восстановлении равновесия, нарушенного молчанием Сарасвати. Люди встречают брахманов с вопросом о том, передали ли они их просьбу царю. Глава брахманов рассказывает им о ракшасах и говорит, что должен бежать из города, так как Гьянмурти вызвал его на брахмодью. Однако его арестовывают стражники, чтобы он не смог убежать. Главный знаток писаний умирает от сердечного приступа, вызванного страхом от одного лишь приглашения на брахмодью с Гьянмурти. Махатап рассказывает детям притчу об осле, одетом в тигровую шкуру, который пугал людей и зверей, пока не встретился со слоном, который объяснил ему, что такое собственная дхарма.

Эпизод 710.

Махатап пытается вдохновить людей на борьбу. Гаятри с Шилванти приходят в мастерскую. Дурдхум укоряет советника, что тот не может привести ему такую женщину, с которой он почувствовал бы себя удовлетворённым, и грозит лишить того должности. Махатап говорит о долге учёных (быть бесстрашными и вести людей в правильном направлении) и вызывается сам стать учителем. В мастерской, куда Шилванти привела Гаятри, не хватает работниц по окраске одежды для царского двора, потому что одна из работниц не пришла. Гаятри берётся выполнить эту работу. Гаятри красиво разрисовы- вает одежду для Дурдхума, изображая на ней одну из форм Навдурги. Махатап начинает бесплатное обучение детей с молитвы к Сарасвати. К Дурдхуму приводят очередную женщину, но она его не удовлетворяет. Когда она поворачивается, чтобы уйти по его приказу, он замечает рисунок Гаятри на её одежде. Дурдхум высоко оценивает художество Гаятри и приказывает привести к нему эту мастерицу, потому что считает её совершенной женщиной, которая сможет его удовлетворить.

Эпизод 711.

Махатап поёт песнь Сарасвати. Его ученики поют вместе с ним. Приходят солдаты и Гьянмурти с отрядом особого назначения. Гьянмурти перечисляет преступления Махатапа против законов царства. Махатапу выносят смертный приговор. Таранатх вступается за Махатапа, сам Махатап интересуется, в чём заключается его преступление. Гьянмурти заявляет, что Таранатх тоже будет наказан за то, что приютил Махатапа. В мастерскую приходит стражник, чтобы узнать, кто расписывал одежду для царя. Начальница мастерской понимает, что это опасно для Гаятри, и говорит, что та, кто расписывала одежду, уже уехала в другое царство. Однако Гаятри подтверждает, что она расписывала одежду для царя. Стражник требует, чтобы она отправилась вместе с ним к царю. Гаятри не повинуется стражнику и говорит, что хочет, чтобы Дурдхум сам сюда пришёл в мастерскую, если ему надо с ней увидеться. Махатап предлагает брахмодью, Гьянмурти соглашается и назначает её на вечер. Ганеша докладывает отцу обстановку в мирах в связи с молчанием Сарасвати.

Эпизод 712.

Начальница мастерской предлагает Гаятри бежать, но в помещение входят солдаты и царь Дурдхум. Дурдхум приходит к Гаятри, на словах он готов отказаться от всего, даже от царства, и посвятить себя служению Гаятри и т.д. Завершает свою пламенную речь он тем, что Гаятри достойна быть царицею. На что Гаятри отвечает, что Дурдхум не достоин быть царём, потому что тиранит своих подданных и оскорбляет женщин. Дурдхум даёт Гаятри 1 день, чтобы она пришла к нему по своей воле. В противном случае весь город будет наказан. Гаятри собирается противостоять тирании. Брахмодья Махатапа и Гьянмурти. Махатап отвечает на все вопросы Гьянмурти, но Гьянмурти ошибается при ответе на вопросы Махатапа, что Махатап ему наглядно демонстрирует с помощью Таранатха.

Эпизод 713.

Махатап побеждает в брахмодье. Советник так не считает, но Дурдхум признаёт победителем Махатапа и собирается назначить его новым советником. Дурдхум требует, чтобы Гьянмурти совершил джала – самадхи – утопился. Выяснение отношений бывших друзей Дурдхума и Гьянмурти, с участием отряда особого назначения, состоящего из ракшасов, который Дурдхум потихоньку с помощью подкупа переманил на свою сторону. Оказывается, косвенной причиной смерти дочери Гьянмурти являлся поступок Дурдхума, когда он не дал придворному врачу спасти её, потому что у него заболела лошадь, которая должна была участвовать в соревнованиях. Идея мести зрела в советнике с давних пор. После речи Махатапа Гьянмурти прозревает и раскаивается, Дурдхум по совету Махатапа оставляет Гьянмурти жизнь. Гьянмурти ощущает в Махатапе бога. Махатап советует Гьянмурти вернуться к поклонению Сарасвати.

Эпизод 714.

Гьянмурти поклоняется Сарасвати. Дурдхум посылает стражников за Гаятри, но женщины-коллеги вступаются за новенькую. Дурдхум очень зол и вызывает к себе ракшасов. Вишну с Лакшми приходят к Сарасвати и просят её явиться Гьянмурти. Брахма приходит к Сарасвати и просит прощения у жены, а также забирает свои слова обратно. Сарасвати снова разговаривает. Она является Гьянмурти и благословляет его. Гьянмурти плачет перед Сарасвати и клянётся всю свою жизнь посвятить восстановлению знания. Солдаты Дурдхума ломают двери в мастерскую и врываются к Гаятри.

Эпизод 715.

Женщины избивают солдат палками. Когда входят ракшасы, женщины начинают призывать Дургу на помощь. У Гаятри в руках появляется трезубец, она убивает ракшасов и собирается убить Дурдхума, тот сбегает и просит Махатапа о защите. Махадев является в своём божественном облике и пытается успокоить супругу. Парвати не хочет прощать Дурдхума и требует, чтобы он вспомнил все свои преступления. Дурдхум осознаёт свои преступления и просит у Махадева возможности измениться. Парвати успокаивается, трезубец в её руках исчезает. Дурдхум получает ещё 1 шанс.

Эпизод 716.

Дурдхум собирается идти жить в леса, он просит Махадева указать ему верный путь, потому что он растерян: всю жизнь он пьянствовал и утратил верное представление о мире и о себе. Махадев просвещает об избавлении от эгоизма и про путь к свету во тьме. Дурдхум назначает своим преемником Суммукху и мирится с Гьянмурти. Махадев устанавливает шивалингам Дхармешвар. Шива с Парвати в горах. Шива призадумался о грядущем изменении: ещё одна часть Шивы должна появиться вскоре. При этом Шива вспоминает рождение Джаландхара и Андхаки и всё, что за этим последовало.

Вернуться на страницу ->