Господь Шива. Символизм внешности и атрибутов

Шива (санскр. शिव, Благой) — один из трёх главных Богов Индуизма, Создатель и Разрушитель.

В Индуизме Господь Шива это персонификация Высшего Бога (Вседержителя) — Брахмана наряду ещё с двумя представителями индуистской Троицы (Тримурти) в которую также входят Господь Брахма (Творец) и Господь Вишну (Защитник Мироздания).

Шива — разрушительная форма Всевышнего. Его основная ответственность, это поддержание жизненного цикла разрушения и восстановления.

Как Махакала, Шива разрушает и растворяет иллюзорное и невежественное (это разрушение, носит очистительный характер), но как Шанкара он всё востанавливает так, как должно быть. Его символ — лингам, олицетворяет эту силу.

Господь Шива — Бог всех. Великий аскет, в своей обители на горе Кайлаш в Гималаях, Шива вечно пребывает в глубокой медитации, полностью погружённый в созерцание.

Одновременно Господь Шива неотделим от Шакти — Парвати (дочь царя Химавана и олицетворение природы). Шива не существует без Шакти, и Шакти без Шивы тоже нет, неразрывно связанные друг с другом, они являют абсолютное состояние бытия. Они Отец и Мать для всего Мироздания и для каждого живого существа.

Господь Шива добр и милосерден. Он защищает преданных от зла и благословляет своих последователей милостью, знанием и миром.

Внешность и атрибуты Господа Шивы

Господь Шива часто представлен сидящим в медитативной позе или в форме Бога танца — Натараджа, где танец отражает такт и ритм творения. Его также изображают с несколькими руками и в положение каждой заложен особенный смысл.

У Господа Шивы так же может быть несколько лиц, что говорит о нем, как о том, кто: очищает дорогу новому творению (Агхора), творит и разрушает (Рудра), исцеляет (Вамадева), вечный, всемогущий и вездесущий (Ишана), просветленный (Тат пуруша).

Шива — Трехокий (даже находясь в медитации, он никогда не закрывает свой взор на мир) и Синегорлый (он удерживает яд, чтобы помешать тому, разрушить весь мир).

Каждый из символов и атрибутов, связанных с Господом Шивой означает особый аспект его Высшего Существа.

Тришула. Трезубец, который обычно Господь Шива держит в руках — один из основных его атрибутов и символизирует три его силы: волю, действие, знание, а также его тройственную природу: Творца, Хранителя и Разрушителя Вселенной. Существуют и другие значения Тришулы — это три времени, три гуны материальной природы. Как оружие трезубец — инструмент наказания преступивших закон, который действует на трёх уровнях — духовном, тонком и физическом.

Джата (спутанные волосы). Струящиеся волосы представляет Шиву как бога Ветра (Вайю) который являясь тонкой формой дыхания, присутствует во всех живых существах. Это говорит о том, что Шива тот, без которого никто не может жить. Он Пашупатинатх.

Полумесяц. Голову Шивы украшает серп пятидневной Луны. Это показывает силу жертвоприношения Сомы — представителя Луны. Полумесяц символизирует, присущую Господу Шиве силу творения наряду с силой разрушения. Луна также мера времени, то есть, полумесяц символизирует управление временем.

Ганга. Шива носит Священную реку Гангу на своих волосах. Согласно легенде Шива позволил великой реке спуститься на Землю по его волосам, чтобы смягчить силу её потока и принести очистительную воду людям. Ганга также символизирует плодородие — один из творческих аспектов Рудры.

Третий глаз. Шива известен, как трёхокий Господь — Триамбака. Солнце — его правый глаз, Луна — левый, а третий глаз Шивы на лбу, это глаз мудрости — огонь. Третий глаз может найти зло, где бы оно ни скрывалось, и уничтожить его.

Кобра обвивающая шею говорит о том, что Шива покоритель смерти, он находится за её пределами и является зачастую единственным прибежищем в случае бедствия. Он проглотил яд калакута для благополучия Вселенной. Змея вокруг шеи также символизирует дремлющую энергию Кундалини. Свернувшаяся в три кольца вокруг шеи Шивы кобра показывает три времени — прошлое, настоящее и будущее. Змея смотрит направо — значит, божественные вечные законы разума и справедливости сохраняют естественный порядок во Вселенной.

Вибхути. Священный пепел, нанесённый тремя линиями на лоб (трипундра) символизирует бессмертие души и проявленную славу Господа.

Тигровая шкура. Господь Шива облачён в тигровую шкуру или сидит на ней. Тигр является ваханой (ездовое животное) Парвати — богини власти и силы. В то время как Шива вне и выше всякого рода силы. Шкура тигра, в которую Шива одет, символизирует победу над Силой. Тигр также представляет собой вожделение. Таким образом, сидящий на тигровой шкуре, Шива символизирует победу над вожделением.

Шкура слона и оленя. Слон представляет собой гордость. Ношение шкуры слона символизирует, что Шива победил гордость. В то же время олень — это беспокойный ум. Шива носит оленью шкуру и это говорит о том, что он прекрасно контролирует ум.

Дамару. Небольшой барабанчик, состоящий из двух частей скреплённых тонкой «шейкой», символизирует собой два состояния существования — проявленное и непроявленное. Когда дамару встряхивают, образуется звук АУМ, который можно услышать, погрузившись в глубокую медитацию.

Полуоткрытые глаза. Когда глаза Шивы полностью закрыты, это значит разрушение Вселенной, открытые глаза говорят о новом цикле творения. Полуоткрытые глаза символизируют непрерывность цикла разрушения и возрождения Вселенной.

Ожерелье из рудракши. Символизирует то, что Господь Шива строг и непреклонен в поддержании космических законов и порядка во Вселенной. 108 бусин в ожерелье символизируют число элементов используемых при создании мира.

Нанди. Бык, вахана Господа Шивы, воплощает идею верного бхакта. Бык символизирует мощь и невежество. То, что он является ваханой Господа Шивы, выражает мысль, что Господь удаляет невежество своих последователей и дарит им знания и мудрость.

 

Здесь лишь небольшой перечень имён, форм и атрибутов Господа Шивы. В следующих статьях постараюсь дальше раскрывать эту тему. Буду рада вашим комментариям.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *