Агни

В ранних ведических текстах мы знакомимся с богом имя которому — Агни. Он считается посредником между Богом и людьми, а также защитником человечества. Агни — бог огня и искра жизни. В Ведах Агни один из самых почитаемых богов индуистского пантеона и уступает лишь своему брату Индре. Бог огня олицетворяет очищение и обновление.

Кто такой Агни дев (бог огня) в индуизме

На санскрите термин «Агни» происходит от корня «аг», что означает сильное и сияющее движение, и такое имя дано богу огня. Агни считается одним из самых значительных ведических божеств. Он является наиболее упоминаемым богом в древней Ригведе, которая прославила его многочисленными гимнами и почитала его как верховное божество, наряду с Вайю — богом ветра и Сурьей — Солнцем.

Агни также считается божеством-хранителем юго-восточного направления и обычно его скульптурное изображение можно видеть в юго-восточных углах индуистских храмов.

В классической космологии индуизма Агни как огонь считается одним из пяти элементов (Панча Махабхута) наряду с Акашей (Пространством), Джалой (Водой), Ваю (Воздухом) и Притхви (Землей). Объединяясь, все пять создают видимое, осознаваемое и ощущаемое материальное пространство существования (пракрити).

Иногда Агни считается братом-близнецом Господа Индры — царя Небес (Сварги) и богов, и тесно связан с ним. В ведическую эпоху считалось, что Агни занимает самое важное положение после Индры и вместе с Сурьей и Индрой он составляет святую троицу ведических божеств. Агни считается другом и защитником человечества, как защитник дома.

Бог огня прибывает на трёх разных уровнях: на земле в виде огня, в атмосфере в виде молнии, на небе в виде Солнца. Агни бессмертен и является гостем в каждом доме. Он действует как посредник между людьми и Богом.

В теле бог огня представлен глазами и огнем пищеварения. Он энергия, которая способствует нашему движению вперед.

До персонификации Шивы, как бога разрушения и преобразования, индуистской троицы, Агни символизировал эти процессы. Древние люди боялись и почитали огонь, как самую мощную из знакомых им и видимую форму энергии, благоприятную, но в то же время разрушительную.

Традиционно считается, что бог огня существует в 10-ти формах, первые 5 из которых физические, следующие 5 — ритуальные:
● Обычный огонь.
● Молния.
● Солнце.
● Пищеварительный огонь (джатарагни).
● Разрушительный огонь (лесной пожар; огонь, который поглотит миры в конце творения и т. д.).
● Огонь добытый палочками с целью жертвоприношения.
● Огонь, данный ученику во время его церемонии инициации (упанаяны).
● Огонь хранимый в доме.
● Огонь который используется для ритуалов предкам
● Огонь, используемый в ритуалах кремации.

Агни, бог огня

Бог огня в древних текстах

Есть многочисленные упоминания бога Агни в различных древних писаниях и текстах, таких как Ригведа и упанишады.

Почти каждая мандала или раздел Ригведы начинается с гимна Агни. Ведические гимны восхваляют его, часто описывая как верховного бога и творца. В упанишадах, как Джатаведа — Агни олицетворяет Брахмана.

Упанишады описывают Атман или душу как пламя размером с большой палец. Другие боги и элементы, такие как земля и воздух, являются лишь его проявлениями. Огонь — удар молнии оружия Индры, свет Сурьи. 

Агни, в древних текстах, это  проницательный  Жрец, Бог, щедро одаряющий богатствами и рассеивающий тьму. Истинный, великий, достойный славы, страж Закона, вечный и лучезарный. Агни принимает жертвоприношения и дары, которые через него получают все боги. 

Жертвоприношение буквально означает «освящение» или приношение чего-либо Богу или божеству. Жертва означает упрощение, обуздание, решение воздержаться или отпустить, сосредоточиться, ответить на потребность в росте, на стремление к глубине и обновлению.

Вы выбираете следовать своим глубоким, душевным стремлениям, а не поверхностным, внешним желаниям. Вы прилагаете усилия, чтобы привести то, что бессознательно, в сознание. То есть осветить светом весь свой мир, и позитивное и негативное, и что-то из этого принесете в жертву, чтобы свободно двигаться по жизни.

Ригведа открывается обращением к богу огня, о нём говорится, как о хранителе дхармы. В гимнах Ригведы мы видим Агни представленного вместе с богом Индрой и Сурьей.

В Чандогья упанишаде есть легенда о мальчике по имени Сатьякарма, который поступил в ведическую школу. он встречается с Агни и считает его символом знания и направления.

В Майтри упанишаде ученики спрашивают своего гуру о том, кто лучший Бог в мире. Агни был одним из богов в их списке. Гуру некоторое время размышлял над этим и затем ответил, что все божества являются формами Бога Брахмана.

В Прашна упанишаде Агни упоминается как один из пяти панчабхута. помимо этих текстов есть и другие упоминания об огне.

Происхождение Агни

С происхождением Агни связано несколько историй. В некоторых текстах говорится что он сын Дьяуса и богини Земли — Притхви, или сын мудреца Кашьяпы и Адити. Другие описывают его как сына Брахмы.
 
Согласно Майтраяни самхите и Катхака самхите, Агни произошёл из лба Брахмана. До появления Агни во Вселенной не было ни дня, ни ночи. Мир возник из Брахмана, и именно из него возник Агни.
 
Существует распространенное мнение, что Господь Агни родился на трех уровнях: Земле, срединном пространстве и небе. Интерпретация этих уровней такова: первый уровень представляет «домашний огонь»; второй уровень символизирует «оборонительный огонь»; а третий уровень отражает «приношение огня» в ведической религии.
 

Семья Агни дева

Жена Агни — Сваха, одна из дочерей праджапати Дакши и Прасути, как говорится в Брахма Вайварта Пуране. Связь между богом огня и Свахой отражается в том, что её имя произносится всякий раз, когда в ритуальный огонь выливается подношение (мёд, молоко, масло гхи).

Сваха также представляет Шакти Агни, которая в виде космической энергии, протекает через него. 

Ее роль — передавать подношения, сделанные людьми, богам. Сваха — жизненный элемент истины, опирающийся на присущую Брахману природу. Она вспыхивает сиянием трех цветов – белого, красного и желтого.

В Вайю-пуране говорится, что у бога Агни и его жены Свахи трое сыновей, представляющих три его основные формы. Первый сын Павака символизирует электрический огонь. Второй сын Павамана олицетворяет тепло, возникающее при трении. Наконец, третий сын Сучи представляет огонь исходящий от Солнца.

Внешность Агни в иконографии

Агни изображается как человек с красной кожей и семью языками, что символизирует то, как быстро он поглощает жертвенное масло. Бог огня представлен с семью руками, четырьмя рогами, тремя ногами и двумя головами. Его семь рук обозначают семь языков пламени. Его три ноги означают три мира, которыми он правит.

Предполагается, что Агни имеет три формы, а именно — огонь, молнию и солнце. Иногда бог огня изображается с тремя головами. Иногда его изображают с гирляндой из фруктов или цветов, олицетворяющей подношения, сделанные огню. 

Бог огня представлен как мускулистый мужчина, иногда бородатый, с большим животом, поскольку он поглощает все, что предлагается огню. Его изображают с золотисто-каштановыми волосами, глазами и усами цвета огня.

Агни иногда изображают едущим на колеснице с запряжённой лошадьми или козами. Но чаще его изображают верхом на баране с большими рогами — это его вахана (средство передвижения богов). Обычно бог огня облачён в желтые одежды. Две головы Агни символизируют символ бессмертия и жизнь.

Агни не часто изображают в скульптурах как отдельную фигуру. Тем не менее, он включен в одну из самых узнаваемых и популярных статуй —  танцующий Шива (Натараджа). Бог Шива держит горящее пламя на ладони левой руки, которое и символизирует индуистского бога огня — Агни.

Имена бога огня

Агни — идущий вперёд
Вахни – путешествует с ветром
Вайшванара — родственный людям
Дананджая – помогает достичь богатства
Джвалана – сверкающий, сияющий
Джатаведа – тот, кто знает всё, что рождается, создается или производится
Бархи – ползущий
Сушма – тот кто всё сушит
Кришнавартма – создатель чёрного дыма
Сочискеса – тот у кого пламя вместо волос
Ушарбух – сияние утра
Асрасья – тот, кто сжигает все
Брхатбану – тот, кто создает свет
Павака – тот, кто всё очищает
Рохитасва – тот, у кого есть рыжий (красный) конь
Ваюсака – друг ветра
Шикаван – тот, у кого есть пламя
Хутабук – тот, кто съедает всё, что ему преподносится
Дахана – тот, от кого всем становится жарко
Хавьявахана – Тот, для кого ветер — средство передвижения
Саптарчи – Тот, у кого семь языков пламени
Дамуна – Тот, кто подчиняет или успокаивает
Читрабану – Тот, кто обладает разноцветным свечением
Вивавасу – тот, чьё богатство — свет
Сучи – тот, кто очищает все

Агни Гаятри мантра

ऊँ महाज्वालाय विद्महे अग्नि मध्याय धीमहि |
तन्नो: अग्नि प्रचोदयात ||

mahājvālāya vidmahē agni madhyāy dhīmahi |
tannō: agni pracōdayāt ||

Значение: О Божественная Энергия Огня, даруй мне высший интеллект и освети мой разум.

Мантра Агни Гаятри, вместе с медитацией, имеет несколько преимуществ для ума как воспевающего, так и слушающего.

Преимущество 1. Убирает усталость.
Эта мантра помогает почувствовать себя обновленным и полным энергии после тяжелой работы и помогает преодолеть утомление и вялость.

Преимущество 2 — Повышение выносливости.
Мантра очищает ваши вибрации и повышает физическую и умственную выносливость, что помогает вам относительно легко достигать своих целей.

Ритуалы и праздники связанные с Агни

Агни играют ключевую роль во многих ритуалах, таких, как: молитва, дни рождения, свадебные обряды и другие события. во время церемонии бракосочетания существует ритуал, известный как Саптапади, во время которого жених и невеста обходят огненный алтарь, где Агни выступают свидетелем их клятв

Агнихотра — это ещё одна церемония во время которой зажигается огонь в домах. Огню предлагается молоко, и совершая агнихотру, мы можем освободиться от негативных жизненных сил присутствующих внутри нас.

Во время религиозных праздников таких как Холли и Дивали, Агни играет решающую роль. На Дивали — праздник огней, зажигются лампы (дия). Это знак уклонение от тьмы и торжество света. Во время Холи люди жгут костры, известные как холика. В некоторых культурах замужние женщины носят своих детей вокруг костра по часовой стрелке.

Агни является символом жизни и чистоты. Он также символизирует достоинство и гордость. Огонь даёт нам живительную энергию, он очищает пространство и действует как помощник в передаче наших молитв и подношений богам и богиням во время пуджи. Обращаясь к Агни с мантрой, мы усиливаем свой внутренний духовный огонь и так сжигаем тьму и страдания в  нашей жизни.

Символически то, что мы предлагаем огню, является нашей душой. Мы очищаем её. Как золото очищается огнем, так и человек очищает свою душу. Все невежество удаляется. Мы очищаем себя, чтобы подготовиться к путешествию по пути самореализации.

Автор статьи: Татьяна Славинская

Написать комментарий

Оставьте комментарий