Махадев
Сайт об индуизме и ведических знаниях

Главная > Индуизм > Брахман. Концепция Бога в индуизме

Брахман. Концепция Бога в индуизме

Добрый день уважаемые посетители сайта и читатели блога! Предлагаю вам прочитать перевод статьи Аруна Кумара, автора книги «Жемчужины ведической мудрости для достижения успеха», который около двадцати лет изучает адвайту веданту. Эта статья — попытка объяснить, кто такой Брахман, который в индуизме считается первоосновой и источником Мироздания, душой мира, изначальным Богом.

Брахман неописуем. Пожелайте мне удачи, потому что я хочу это сделать, во всяком случае попытаюсь описать Брахмана, как можно более подробно.

Брахман — это энергия?

Согласно Веданте, «Брахман не может быть ни создан, ни уничтожен». Но, подождите. Мы слышали это, как начало первого закона термодинамики, которое гласит: «Энергия не может быть создана или уничтожена». Так, мы можем сделать вывод, что Брахман — это некая энергия.

Согласно священным писаниям, Брахман — это жизненный принцип и Брахман дает Чувствительность, сияя как Сознание в нашем уме. Поэтому я хотел бы назвать Брахман, Атман как разумную жизненную энергию.

Может быть, мы поспешно пришли к выводу, что Брахман — это Энергия? Давайте подробнее рассмотрим описания Брахмана, содержащиеся в писаниях.

В Катха Упанишаде, в стихах 1.2.18 и 1.3.15, Принцип Жизни, Брахман описывается как «не рождающийся и не умирающий. Нерожденный, вечный, постоянный, древний, без звука, неощутимый, без формы, нетленный, без вкуса, без запаха, без начала, без конца, вечный, неизменный и нерушимый».

Бхагавад Гита (2.21. — 2.25) описывает Брахмана как «нерушимого, вечного, нерожденного, немыслимого, неизменного. Его нельзя разрезать мечом, обжечь огнем, смочить водой, высушить воздухом».

Пожалуйста, попробуйте применить приведенные выше описания к любой известной нам энергии, такой как тепловая, световая, гравитационная, электрическая, магнитная, ветровая, солнечная, ядерная, механическая, потенциальная, кинетическая и т. д. Мы можем видеть, что все описания идеально подходят ко всем этим энергиям.

Итак, я чувствую, что мы можем сделать вывод, что Брахман — это своего рода энергия, которую ещё предстоит открыть науке, и она отличается от всех энергий, открытых до сих пор. Два основных различия:

1) Брахман дает жизнь

2) Брахман дает чувствительность, сознание.

Я также обнаружил, что в Упанишадах используется точное слово Шакти (Энергия).

Шветашватара Упанишада 1.3 называет Принцип Жизни «Атма Шакти», а Кайвалья Упанишада 1.21 называет его «Ачинтья Шакти», что означает «Непостижимая энергия».

Также как нет двух, а есть только одна электрическая энергия, только одна тепловая энергия и т. д., так и Упанишады говорят, что Брахман, Жизненная Энергия не имеет аналога, он единственный «Экам Ева Адвитийам Брахма», который упоминается в Чандогья Упанишаде (6.2.1).

Когда лампочка выходит из строя, это не означает, что электрическая энергия «уходит» из лампочки. Это означает только то, что лампочка утратила способность проявлять электрическую энергию, хотя электрическая энергия присутствует.

Таким же образом Брахман / Атман не «уходит» из тела. Тело в какой-то момент теряет способность проявлять Атман, хотя Атман всегда присутствует. Бхагавад Гита (2.18) говорит, что у тела есть конец, и это называется смертью, но Брахман / Атман вечен.

Убедимся, что Брахман — это энергия

Брахман

Давайте возьмем для примера видеокамеру. Все мы знаем, что она не может работать сама по себе, ей необходима электрическая энергия. То же самое и с другими устройствами, такими как микрофон и динамик.

Теперь, рассмотрим наши глаза, уши и язык, которые похожи на видеокамеру, микрофон и динамик. Могут ли наши глаза, уши и язык функционировать сами по себе без помощи энергии? «Нет!» говорится в Кена Упанишаде (1.1 — 1.8). Каждая из частей нашего тела и, если уж на то пошло, каждая клетка нашего тела требует некоторой силы или энергии для функционирования. Мы можем назвать эту энергию Жизненной Энергией, Брахманом или Атманом.

Вот в чем причина, когда человек умирает, глаза будучи абсолютно здоровыми уже не могут функционировать. В то время, как глаз (или его часть) в течение определённого времени трансплантируемый в другое живое тело снова становится функциональным. Это означает, что нечто, что присутствует в живом теле, отсутствует в мертвом теле. Все мы знаем, когда не хватает Жизни и Чувства, это означает, что в мертвом теле отсутствует Разумная Жизненная Энергия. Брахман, тонкая энергия не только обеспечивает жизнь и чувствительность, но также заряжает энергией все органы и каждую клетку тела.

Продолжение первого закона термодинамики гласит, что «энергия может быть преобразована из одной формы в другую». Это означает, что если тепловая энергия проявляется, то это не может быть связано с какой-то магией, это потому, что некоторая энергия была преобразована в тепловую.

Мы замечаем наличие тепловой энергии в нашем теле, электрической энергии в нашей нервной системе, химической энергии в нашей пищеварительной системе, механической и кинетической энергии, когда мы двигаем руками, ногами или телом, производим звуковую энергию и т. д. Согласно Упанишадам, все это происходит благодаря Брахману, и, следовательно, Брахман — это энергия, которая преобразуется во все эти различные формы энергии.

Где находится Брахман?

Чандогья Упанишада (3.14.1) говорит: «Сарвах Кхалвидам Брахма», что означает «Всё есть Брахман». Самый первый стих Ишавасья Упанишады начинается с «Иса Васйам Идам Сарвам», что означает «Брахман проникает повсюду».

Согласно Упанишадам, подобно тому, как неиссякаемая гравитационная энергия пронизывает всю Землю, неиссякаемая солнечная энергия пронизывает солнечную систему во всех направлениях, неиссякаемый Брахман проникает во всё пространство во всех направлениях. В этом огромном бесконечном пространстве нет места, где бы не присутствовал Брахман.

Радиосигнал распространяется повсюду вокруг нас, и радио в автомобиле, настроенное на определенную частоту, может использовать эти сигналы даже во время движения. Это заставляет меня думать, что мы пронизаны неисчерпаемым Брахманом, наше тело и ум получают энергию от всепроникающего Брахмана, точно так же, как радио использует всепроникающие сигналы. Вот почему Брахман или Атман никогда не следует переводить как «Душа», и это очень помогает нашему пониманию, если мы думаем о Брахмане как о всепроникающей энергии.

Таким образом, повсюду этот великолепный танец энергии, называемый Брахманом, и это символически изображается в красивой танцевальной позе Господа Натараджи в храме Чидамбарам (Тамил Наду), и там Господа Шиву называют Акаша Лингам. Акаша означает пространство, а Линга — форма Господа Шивы.

Такие термины, как энергия нулевой точки (ZPE), энергия вакуума , приобретают все большее значение в научном сообществе. Ещё Никола Тесла говорил: «Во всем космосе есть энергия».

Все живые существа, включая животных и растения, используют один и тот же неисчерпаемый источник Брахмана для своей жизни и пропитания (Катха-упанишад1.2.20, 1.3.12).

Пищевая цепочка не является линейной с каким-то животным наверху, а скорее круговой. Семя, которое есть Брахман, рождает растение, которое есть Брахман, жизнь и рост растения зависят от Брахмана. Жизнь, рост и существование животного, которое есть Брахман, зависят от растения, которое есть Брахман. И снова травоядных животных съедают плотоядные, которые также являются Брахманами. Когда они умирают, их тело съедают падальщики, которые являются Брахманами, или тело разлагается и питает микробы и бактерии в земле, которые, в свою очередь, питают растения.

Таким образом, это замкнутая пищевая цепочка, где на каждом этапе сам Брахман питает Брахмана и зависит от Брахмана в своей жизни, росте и существовании. Этот факт прекрасно отражен в Бхагавад Гите, стих 4.24, который начинается со слов «Брахма Арпанам Брахма Хавих …» и этот стих обычно читается многими как молитва перед каждым приемом пищи.

Брахман — Бог?

Мы полностью зависим от Панча бхута, что означает пять элементов для нашей жизни, роста и питания. Это Земля, Вода, Огонь, Воздух и Космос (Эфир). Об этом знают даже ученые и атеисты. Тем не менее человечество вовлеклось в загрязнение и разграбление этой Природы.

Поэтому некоторые поклоняются земле, воде, дождю, солнцу, огню, воздуху и т. д. как Богу. Некоторые даже придают им форму и поклоняются им с любовью и почтением. Идея состоит в том, чтобы усвоить, что человечество и вся экосистема зависят от Природы, и, следовательно, относиться к Природе необходимо с любовью, уважением и благодарностью. Таким образом, поклонение Природе — это не суеверие. Скорее принимать Природу как должное и думать, что вся Природа, растения и животные существуют только для использования и потребления людьми, — это смешно и нелепо.

Пространство — тончайший из всех пяти элементов, а Брахман — самый важный Принцип Жизни, поэтому нет ничего необычного в любви и поклонении Брахману как Богу.

Еще одна причина, по которой Брахман считается Богом, — это его чистота. В то время как человек имеет различные формы загрязненния из-за эгоизма и, следовательно, предается совершению различных видов греха, таких как жадность, гнев, ревность и т. д. Когда человек успешно растворяет эго и существует как Брахман, тогда этот человек излучает чистоту и пробуждает божественность изнутри.

Из Веданты мы узнаем, что Брахман пронизывает все пространство, каждое неживое существо есть Брахман, и каждое живое существо также является Брахманом. Учитывая это, может ли быть что-нибудь более великое, чем Брахман? И поэтому Брахману поклоняются как Богу, Источнику жизни и неизменной Абсолютной Реальности.

Почему необходимо познание Брахмана?

Все мы разные по именам, формам, функциям и возможностям. Но наша основа — та же самая разумная жизненная энергия, Брахман, которая присутствует в каждой клетке нашего тела (Бхагавад Гита 7.7).

Таким образом, это не просто «Люби ближнего твоего, как самого себя». Но зная, что всё есть не что иное, как Брахман, делай ещё один шаг вперед: «Люби ближнего твоего, как самого себя, потому что это ты сам и есть».

Попытки познать Брахмана полностью трансформируют человека. Жадность и эгоизм исчезают. Мораль и этика возникают изнутри. Он способствует доброте, открытости, любви и состраданию. Преобладающий капиталистический «менталитет прибыли» уступит место священному «менталитету служения».

Согласно священным писаниям, Самореализация и достижение мокши — настоящая цель человеческой жизни.

Кто может познать Брахмана?

Многие люди думают, что Самореализация достижима лишь очень немногими великими людьми, и даже цитируют Бхагавад Гиту (7.3), в которой говорится, что только очень редкие из редких достигают Истины.

Сам факт, что вы это читаете, означает, что вы имеете право принадлежать к этому эксклюзивному раритетному клубу. На самом деле это неуважение к Гуру Рамане Махарши, который сказал, что Самореализация может быть осуществлена ​​«здесь и сейчас». Следовательно, не прислушиваться к таким советам, думать, что Самореализация невозможна, и поэтому отказаться даже до того, чтобы начать, — это большое пренебрежение и неуважение ко всем Гуру и Писаниям.

Как познать Брахмана?

«Вождение автомобиля» нельзя «узнать», прочитав о нем, но можно «узнать» по опыту вождения. Таким образом, это «опытное знание». Точно так же чтение о Брахмане дает только теоретические знания. Настоящего Брахмана можно «познать» с помощью «экспериментального знания».

Брахмана можно «познать» по опыту «Бытия» или «Существования» как Брахмана.

Как? Каждый из нас уже является Брахманом, знаем мы об этом или нет, и мы действительно можем «познать» Брахмана посредством «бытия» или «существования» как Брахмана.

Непонятно, правда? Я обещаю, что не курю травку и не нахожусь в состоянии какого-либо опьянения (кроме дегустации нектара попыток объяснить Брахмана).

Теперь мы подошли к наиболее важному моменту, к которому пытаются обратиться все писания и что все мастера Веданты пытаются объяснить. Позвольте мне попытаться изложить суть всех этих объяснений как можно проще.

Осознание Брахмана как некой энергии, которую мы можем назвать Жизненной энергией, очень помогает в попытках понять ее, поскольку мы знаем о других энергиях, которым учит наука. Между прочим, не только я называю Брахман Энергией. Великий ученый и Гуру Шрирам Шарма особо подчеркивал осознавание Брахмана как энергии. Когда мы рассматриваем Брахман как некую энергию, мы не ищем ее физически, где она находится, точно так же, как мы понимаем, что мы не можем увидеть или коснуться гравитационной энергии.

Гравитационная энергия может быть «испытана», и необходимый инструмент — это наше тело. Просто подпрыгните в воздухе. Мы возвращаемся на пол за счет гравитационной энергии. Таким же образом можно «испытать» энергию Брахмана, жизненную энергию, и необходимый инструмент — это наш ум, очень спокойный ум.

Когда Брахман, Жизненная Энергия заряжает глаза, они получают способность видеть, а когда Жизненная Энергия заряжает уши, они получают способность слышать. Когда одна и та же Жизненная Энергия наполняет ум энергией, он обретает Чувствительность, Сознание, Осведомленность или Способность к мышлению.

Все, что нам нужно, используя свой разум, — это быть в одной единственной мысли, что « Я есть Сознание », или «Я — Осознание», или «Я имею способность мыслить», или «Я безымянная, Жизненная Энергия, вне формы». Пребывание в этой единственной мысли в Гаудапада-карике называется «турия». В стихе 3.3 Айтарейя Упанишады говорится: «Праджнянам Брахман», что означает «Сознание есть Брахман». Брихадараньяка Упанишада (1.4.10) говорит «Ахам Брахмасми», что означает «Я — Брахман».

Главный трюк, который здесь используется, — твердо держаться только за одну мысль, что помогает удерживать все остальные мысли подальше от своего сознания. Согласно Рамана Махарши , когда кто-то пытается искренне держаться за одну мысль, что «Я — Осознание», через некоторое время даже эта мысль также отпадает ( Кто Я?), и он успешно существует как Безмолвное Осознание.

Другими словами, человек будет существовать как Брахман и благодаря этому опыту станет «Знающим Брахман». В Мундака-упанишаде (3.2.9) говорится: «Брахмавид Брахмаива Бхавати», что означает «Познающий Брахмана становится Брахманом».

Знание Брахмана — величайшее сокровище, которое можно достичь. Поэтому, пожалуйста, выделяйте хотя бы 10 минут каждый день, думайте о Брахмане, о дающей жизнь энергии, пребывайте в безмолвной благодарной и признательной мысли о Брахмане, твердо держитесь только за одну мысль : «Я — способность мыслить», «я — Средоточие», «Я есмь Знание», «Я есмь Сознание», «Я есмь Жизнь» станьте обладателем благословений всех Гуру и насладитесь собой, купаясь в славе и мыслях о Брахмане.

Автор: Арун Кумар «Жемчужины ведической мудрости для достижения успеха»

Перевод: Татьяна Ш.

Написать комментарий

Оставьте комментарий

Мы в соц. сетях

© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.