База знаний
Статьи
© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.
Махадев
Сайт об индуизме и ведических знаниях
Индуизм – это традиция которая зародилась на Индийском субконтиненте несколько 1000 лет назад и сформировала индийскую культуру. Индуизм – это также неотъемлемая идентичность большинства индийцев.
Но индуизм — это слово, которое многие люди, включая тех, кто называет себя «индуистами», часто не понимают. Кто-то говорит, что это религия, кто-то говорит, что это образ жизни. Тогда каково истинное значение индуизма?
В этой статье мы попытаемся ответить на этот вопрос и понять, как индуизм начинался как «образ жизни» и развивался как «религия».
Индуизм – одна из древнейших мировых религий. Нет однозначного ответа на вопрос, когда он зародился, но считается, что история индуизма насчитывает более 5000 лет. Сегодня почти в каждом уголке мира есть люди, исповедующие индуизм, из которых 90% живут в Индии.
По количеству последователей (900 миллионов человек), индуизм является третьей по величине религией после христианства и ислама.
Наряду с этим древний язык санскрит неразрывно связан с эволюцией индуизма, этот язык сыграл важную роль в распространении системы верований индуизма.
Считается, что протоиндоарийские и протоиндоевропейские языки произошли от санскрита. Давайте рассмотрим происхождение слова «индус».
Слово «индус» произошло от названия реки в северной Индии, Инд. В древние времена эта река была известна как — Синдху, но когда персы пришли в Индию, они назвали ее «инд», а землю Индостаном, людей же, проживающих здесь, назвали индусами. Точно так же термин «индуизм» возник в 6 веке до нашей эры и относится к географической местности, а не к культурному сообществу.
При определении религиозной секты упоминание слова «индуизм» впервые встречается в китайском тексте «Записи западных регионов». Но также считается, что для описания религиозных практик или верований английский термин «индуизм» не так уж и стар. Говорят, что впервые его использовал Раджарам Мохан Рой в 1816-1817 годах.
После этого, примерно в 1830 году, чтобы выступить против британского колониализма и показать отличие от других религиозных групп, сообщество индейцев стало называть себя индуистами и называть свою религию «индуизм». Это было время, когда индусы искали свою идентичность.
Индусы называют свою религию Санатана Дхарма (Вечная вера), и нет единого основателя индуизма, такого как в христианстве или исламе, и его происхождение считается более древним, чем записанная история.
В цивилизации долины Инд есть такие свидетельства, которые либо являются частью индуизма, либо влияют на него. Например, печать Шивы — Пашупати, терракотовые фигурки богини-матери, свастики, священные изображения животных и т. д., которые сегодня являются частью индуизма. Так что учёные предполагают, что с того времени в той или иной мере существовал индуизм.
Считается, что индуизм организованно начался с ведической культуры. Поскольку в это время возник священный текст индуистских Вед, подразумевается, что первые литературные свидетельства индуизма попадают к нам в ведический период.
Итак, ясно, что нет ни основателя индуизма, ни конкретной даты его возникновения. Но есть некоторые основные убеждения, которые определяют индуизм. Давайте рассмотрим их.
Индуизм не является организованной религией, поскольку в нем нет систематически связанных ценностей или заповедей. На верования индуизма влияют местные, региональные, кастовые или общинные обычаи. Тем не менее, многие убеждения могут быть общими во всех вариациях, это основные убеждения.
1. Индусы верят в концепцию Брахмана, как Высшего существа (чьё сознание пронизывает и поддерживает всё творение. [примечание переводчика]).
Помимо концепции кармы, концепция «Души» (Атма), концепция «Реинкарнации» (Пунарджанма) и «Мокша» являются частью центральной системы верований индуизма.
2. Концепция Души (Атмы) гласит, что у всех живых существ есть душа (Атма), которая является формой Бога.
3. Понятие кармы в индуизме очень важно, оно говорит о том, что действия людей определяют их настоящую и будущую жизнь. В индуизме есть четыре цели жизни: Дхарма, Артха, Кама и Мокша. После достижения спасения цикл рождения заканчивается, и душа (Атма) воссоединяется с «высшей душой».
4. Йога, что означает союз с Богом, также является важной частью индуизма. Люди не знают об индуизме, но знают о йоге.
Индусы верят в Высшее существо и называют его Брахман — Бог за пределами маериального, не имеющий формы, но пронизывающий собой всю Вселенную, Высшая реальность и вездесущая энергия, присутствующая во всём, что есть во Вселенной.
Наряду с этим в индуизме сказано, что Брахман может быть в разных формах, отсюда и происходит понятие многобожия. Согласно индуизму, всё является формой Бога, и эти формы и «аватары» (воплощения) принимаются для блага людей. Наряду с этим индусы также поклоняются «природе». В индуизме поклоняются всему, от растений до животных.
Существует научная причина поклонения природе. Например, в индуизме существует понятие поклонения (выражение почтения) баньяновому дереву, дело в том, что это дерево дает кислород в течение 24 часов. Это означает, что последователи индуизма понимали важность этого дерева.
Тоже самое, растение Туласи (базилик), который имеет свою лечебную ценность, или Амла плоды которого богаты витамином С. Аюрведа называет Амлу суперпродуктом и советует принимать ежедневно.
С другой стороны, в ведический период Индре поклонялись как главному Богу, но в более поздний период появилась концепция Троицы. Согласно которой, есть три главных бога. Брахма-творец, Вишну-хранитель и Шива-разрушитель и преобразователь.
В индуизме женской энергии также поклоняются в форме богини Шакти. Ни в одной другой обширной религии нет концепции поклонения Богу в женской форме.
Помимо этого, есть несколько богов и богинь, которые связаны с несколькими аспектами. Например, Господа Ганешу называют устранителем препятствий, что означает «Вигнахарта», а Деви Сарасвати — «Богиня знания».
Как нет единого родоначальника индуизма, общего с «Библией» и «Кораном», так нет и единой книги, представляющей индуизм. Но несколько текстов считаются священными в индуизме. Среди них самыми древними являются четыре Веды, Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Согласно индуистской философии, они представляют вечную истину, открытую мудрецам Богом.
Кроме 4-х Вед существуют Упанишады, Пураны, эпосы, такие как «Рамаяна», «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», они также являются основными священными книгами индуизма.
В индуизме существуют четыре основных направления: вайшнавизм, шиваизм, смартизм и шактизм. Вайшнавы поклоняются Господу Вишну, шиваиты поклоняются Господу Шиве, шакты поклоняются Дэви Шакти, в то время как смарты поклоняются пяти божествам, считающимся «высшим существом».
Помимо этого существует множество религиозных течений и традиций (сампрадая) которые также являются частью индуизма. Различные сампрадаи индуизма свободны от любого вида насилия. Все мирно сосуществуют друг с другом. Причина этого в том, что все религиозные направления имеют одни и те же основные убеждения и не противоречат друг другу на философской основе.
Все течения с готовностью принимают существование друг друга, потому что «терпимость» является основным верованием индуизма.
«Система варн», зародившаяся в «Пурушукте» «Ригведы», является основой социального порядка в индуизме. В соответствии с этим общество делится на четыре варны: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр.
Это деление было основано на карме, в которой люди, занимающиеся интеллектуальной и духовной деятельностью, назывались брахманами, те, кто работает для защиты общества, назывались кшатриями, искусные мастера назывались вайшьями, а простые рабочие назывались шудрами.
В дальнейшем эта система начала становиться жесткой, и позже варна определялась по рождению, многие классы не входили в варну и считались неприкасаемыми. Затем подразделение в Варнах стало называться «Джатис» или «Каста», а к низшим варнам и неприкасаемым относились по разному. Из-за всех этих порочных практик социальная структура была ослаблена.
Для всех варн были предписаны разные правила и разные деревенские обряды. Индуизм казался сложным социальным порядком, и из-за этой сложности религиозные традиции, такие как «джайнизм» и «буддизм», становились популярными в 6 веке.
В какой-то момент «буддизм» и «джайнизм» доминировали на всем Индийском субконтиненте, и индуизм, похоже, в тот момент пришёл в упадок.
Несмотря на то, что индуизм насчитывает тысячи лет истории, он всё ещё существует. Самая большая причина в том, что время от времени в индуизме проводились реформы, которые возрождали его. Даже если это было южно-индийское «движение бхакти» или другие ачарьи (учителя).
Движения бхакти — альвары и священники — наянары бросили вызов жесткой кастовой системе. Реформы предпринятые в индуизме, благодаря движению тамильских бхакти альваров и наянаров, позволили индуизму сохраниться до наших дней.
Со временем индуизм впитал в себя местные культы и божества, будь то «культ нагов», «культ якша-якшини» или знаменитый «Джаганнатх пури», считающийся племенным божеством. Постепенно все становятся частью индуистского пантеона, даже Будда считался формой Господа Вишну.
Ни одна дискуссия об индуизме не обходится без упоминания Ади Шанкарачарья. Ади Шанкарачарья в 8 веке положил начало философии Адвайты. В соответствии с этим только Брахман (Высшее Существо) является истиной, а все остальное является его творением. Шанкарачарья популяризировал индуистскую философию по всей стране.
Шанкарачарья также основал четыре монастыря в четырех сторонах: «Шарда Пит» в Шрингери, «Калика Пит» в Дварике, «Джьоти Пит» в Бадрикашраме и «Говардхан Пит» в Джаганнатха Пури. Их называют четырьмя «дхамами» индуизма. Таким образом, он также географически соединил последователей индуизма.
Он также популяризировал «панчаятану», что означает поклонение пяти божествам. В котором пять божеств: Ганеша, Шива, Вишну, Сурья и Шакти почитаются вместе. Там сказано, что все это разные формы Брахмана (Высшего Существа). Таким образом, Шанкарачарья также объединил разные течения индуизма. кроме этого он также упростил писание чтобы сделать его доступным для понимания.
Помимо Шанкарачарьи, Рамануджа и Мадхавачарья были двумя другими важными реформаторами и посредниками индуизма. Святые Ниргуна и Сагуна также сыграли значительную роль в сохранении индуизма в трудные средневековые времена. Также Рамананда, Кабир», Нанак, Мирабай» и Тулсидас были знаменитыми святыми, роли которых были важны.
Если говорить о современном периоде, то Раджа Рам Мохан Рой, Свами Даянанд Сарасвати и Свами Вивекананда вновь прославили индуизм. В 19 веке благодаря этим социально-религиозных реформаторам христианские миссионеры не так успешно обращали индусов в свою веру, как в Африке или других колониях.
Своевременное реформирование религии было поддержано и самими индуистскими религиозными текстами. В индуистской философии также говорится, что всякий раз, когда у религии возникают проблемы, сам Бог воплощается, чтобы защитить ее.
Таким образом, эти движения за реформы также могут быть оправданы индуистской философией. Индуистской религии удалось выжить так долго, потому что она адаптировалась и никогда не была статичной.
В Атхарваведе объяснение слова Санатана также примерно такое: «Санатанам энам ахух ута адйах сйат пунарнавах», что означает «Они провозглашают его вечным». Но индуизм может снова стать новым уже сегодня». Разнообразие — самая уникальная черта индуизма.
В индуистской религии много богов, священных писаний, религиозных практик и т. д., и тем не менее последователи индуизма демонстрируют определенное единство, поскольку индуистская философия настолько гибка, что принимает все точки зрения. Это вера в индуизме, что пути могут быть разными, но пункт назначения один для всех.
Индуизм также принимает другие религии как истинные. В индуизме нет понятия, что религии, отличные от индуизма, не могут быть способом достижения Бога. Индуизм уважает религии и терпим к другим путям, в индуизме нет концепции принудительного обращения.
В истории индуизма не было войн против других религий во имя религии. Индуизм думает о благополучии каждого. В индуизме также существует концепция равного рождения всех людей. Это ясно показано нам в древнем гимне «Аджйестхасо акаништхасо эте самбхратаро вахдуху саубхагья», что означает «никто не выше и не ниже. Все братья, идущие вперед к процветанию».
Это причина того, что независимо от того, поклоняетесь ли вы Шиве или Кришне, являетесь ли вы преданным Шакти и не поклоняетесь ли вы кому-либо, вы все равно можете сказать себе «индуизм».
Для того, чтобы быть индусом, не обязательно ни поклоняться Богу, ни ходить в какой-либо храм, ни даже изучать какие-либо древние писания.
Индуизм считает каждого своим. Если вы считаете себя индуистом, значит, вы индуист, и сколько бы ни было разнообразия, индуизм объединяет вас со своими 900 миллионами последователей.
Как мы видим, в индуизме нет ни одного основателя, ни единого текста, а Бог один, но имеет множество аспектов (которое также называются богами), всё совсем не как в других религиях. Вот почему трудно понять индуизм традиционно.
Индуизм — это скорее образ жизни, чем религия. Но со временем началось развитие других религий, и все они бросили вызов индуистскому образу жизни, чтобы противостоять ему и конкурировать с ним, поэтому индуизм начал развиваться как религия.
Дхарма в индуизме называется «Санатана Дхарма», и определение дхармы отличается от религиозного. Дхарма — это свод правил, Санатана дхарма — это правила, действующие от вечности.
Описать индуизм в одной статье — это своего рода невыполнимая задача, тем не менее, надеемся, что эта статья помогла вам.
Автор: Абхишек Кумар
Переводчик: Татьяна Славинская
Смотрите также:
Присоединяйтесь к нам
Написать комментарий
© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.