Махадев
Сайт об индуизме и ведических знаниях

Кто такие Дэвы?

Ишвара, Бесконечное Космическое Сознание, Макрокосмический Бог, расширяется и выражается в виде Дэвов – сил Вселенной. Дэвы — это Космические Божества, также называемые Богами. Слово Дэва происходит от глагольного корня див, что означает «освещать». Деви — женский эквивалент термина Дэва. Дэвы и Дэви — это универсальные силы, которые проявляют и оживляют движение и процессы космоса физические и психологические. Дэвы — это движущиеся силы энергии и разума (сознания).

Если Ишвара, Безличный Бог, есть Бесконечное Существование и Вездесущность; если Бог есть то, что есть везде и во всем, тогда проявленные Богом силы не отделены от Бога. Например, созидательная сила в природе — это не отдельная «вещь», принадлежащая какой-то сверхъестественной личности, а сам Бог (Вселенная) — это всеобщее творчество.

На макрокосмическом уровне взаимодействие трех первичных универсальных сил творчества и вдохновения, сохранения и эволюции, растворения и трансформации составляет Божественную Троицу индуизма: Господь Брахма, Господь Вишну и Господь Шива. Три Великих Божества — это эманация Ишвары, проявляющаяся как всепроникающее Высшее Сознание, управляющее вечно текущими вселенскими явлениями. В своей активной форме они являются Высшей Энергией, олицетворенной как Женские Божества Богини Сарасвати, Богини Лакшми и Богини Дурги.

sa brahmaa sa shivah sendrah sah aksharah paramah svaraat; sah eva vishnuh sa praanah, sah kaala agnih sa chandramaah | sah eva sarvam yad bhootam, yat cha bhavyam sanaatanam; jnaatvaa tam mrityum atyeti, na anyah panthaah vimuktaye
Он Брахма; Он Шива; Он Индра: Он Вечный; Он Всевышний; Он Самосветящийся. Он один Вишну; Он есть Жизненная Сила (Прана); Он есть Время; Он Огонь; Он Луна. Он один есть всё, что было и что будет, Вечный. Зная Его, человек превосходит смерть. Нет другого пути к полной свободе [кроме как познание Брахмана].
Атхарва Веда, Кайвалья Упанишада 7-8

Дэвы и Дэви являются неотъемлемой частью практики йоги, от физических поз до пения мантр и почитания, а также медитации. Божества — это не только внешние силы, но и силы физиологических, когнитивных и психологических процессов в нашем теле и уме. Они поддерживают порядок и равновесие в природе и способствуют её эволюции, а также помогают раскрыть наше индивидуальное сознание для достижения нами истинного счастья и целостности. Древние ведические мудрецы наблюдают дэвов в их космическом функционировании, а также в медитации как личные проявления. Они могут появляться в персонализированной форме или в абстрактной, такой как геометрическая диаграмма — янтра.

В некоторой ведической литературе Божества подразделяются на 33 класса в зависимости от основных областей природы. Хотя это не индуистская точка зрения, в наше время мы часто слышим, как некоторые люди используют эту классификацию как уловку, чтобы навязать идею о том, что индусы должны поклоняться 330 миллионам политеистических богов.

Во-первых, ни один индус не обязан поклоняться какому-либо богу (одному или нескольким) путем навязывания религиозных догм, как в авраамических религиях. Во-вторых, санскритский термин коти «десять миллионов» часто используется в качестве поэтического выражения для обозначения «бесчисленного» или «многочисленного». Когда этот термин добавляется к 33 классам Божеств, он не должен означать 330 миллионов Божеств. Поскольку Ишвара состоит из множества измерений и царств вселенных, поэтому и Космические Проявления будут бесчисленными.

На самом деле для индусов не имеет значения, сколько дэвов, будь то один, три, тридцать три, триста тридцать миллионов или намного больше. Индусы понимают лежащий в их основе принцип. Многие люди ошибочно изображают принцип Дэва как политеистическую идею множества богов. Это неверная концепция. Точно так же неправильно истолковывается духовность многих древних культур. Если вы перестанете воображать и навязывать невидимому сверхъестественному человеку идею Бога, тогда вы поймете, что все разговоы о монотеизме и политеизме не имеют отношения к ведической философии.

Индуистская концепция богов и богинь более подходящим образом отражается в идее «многие в одном, один во многих». Дэвов во вселенной много, но они не существуют как полностью самостоятельные существа, и в то же время Дэвы — это не просто символическое представление одного Бога; они являются прямыми проявлениями Бесконечного.

Если бы мы визуализировали Ишвару как Матрицу времени, пространства и причинности, то Дэвы были бы неразделимыми узлами Матрицы. Когда вы обращаетесь к узлу, вы обращаетесь ко всей Матрице. Мы живем и взаимодействуем с богами и богинями в нашей практической повседневной жизни на всех уровнях существования, а именно. экологическая, биологическая, энергетическая, умственная и интеллектуальная. Предположим, вы коснулись пальцем моря. Хотя ваш палец всего лишь касается крошечной точки большого моря, вы, тем не менее, касаетесь моря, потому что каждая часть моря — это море!

Хотя человеческому уму трудно созерцать абстрактного, безличного и бесконечного Ишвару, все же это легко сделать, когда мы обращаемся к Ишваре через дэвов. 

Дэвы — это реальные осязаемые силы, которые можно испытать с помощью наших чувств и ума. Так же, как солнце может быть вне досягаемости, но можно ощутить на себе прикосновение тёплого солнечного луча, который на самом деле представляет собой Солнце коснувшееся нас. 

Поклонение в индуизме — это не какая-то церемония принесения присяги на верность и подчинение Небесному Царю. Для индуистов поклонение — это йога; процесс приведения тела и ума в резонанс с высшими силами, чтобы освободиться от низших тенденций эго и воссоединить наше осознание с Целым.

Автор статьи: Ракеш Наир — наставник и учитель ведической философии и йоги (yogirakesh.com).

Перевод статьи: Татьяна Славинская

Если вы хотите поучаствовать в развитии сайта, нажмите на кнопку «Поддержите сайт» чтобы узнать, как вы можете это сделать.

Написать комментарий

Оставьте комментарий

Мы в соц. сетях

© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.