Махадев

Сайт об индуизме и ведических знаниях

Кто такой Ишвара?

Ишвара в индуизме является универсальным именем Бога, а также философской концепцией, обозначающей единую Высшую силу, которая управляет Вселенной. ईश्वर – так пишется Ишвара на деванагари, транслитерация: Ishvara или Īśvara.

Этот термин не следует путать с каким-либо конкретным индуистским божеством, так как он взаимозаменяемо используется для обозначения Бога в различных индийских языках наряду с другими терминами, такими как Параматман и Бхагаван.

В некоторых индуистских школах термин Ишвара используется чтобы подтвердить, что Бог — это глубоко личная и любящая реальность, а не холодная, далекая, безличная сила.

Ишвара - значение имени

Ишвара происходит от корня санскритского глагола īś, означающего «обладать силой», и может использоваться взаимозаменяемо с такими терминами, как īśa (Иша) и īśana (Ишана), каждый из которых также может быть переведен как «господин» или «обладатель власти».

Следовательно, слово «īśvara» может использоваться для обозначения «господина» во временном смысле, такого как повелитель или царь, а также Бог. В теологическом контексте слово «īśvara» означает «Верховный Господь» (соответственно, женское «Ишвари» иногда используется при обращении к Верховному Богу как к женщине, особенно в шактизме).

Санскритский корень īś часто используется в Ригведе для описания сил определенных божеств, указывая на их господство над аспектами космоса или природными явлениями. Хотя верховное господство не закреплено прочно за каким-либо конкретным божеством, некоторые боги, такие как Рудра и Индра, описываются термином Ишана или «правящий» в знак признания их исключительной силы. В Атхарваведа-самхите и Тайттирия-брахмане Ишана — это титул, относящийся конкретно к «господину» или «повелителю» вселенной.

Ишвара в священных писаниях

Сам термин Ишвара впервые появляется в Атхарваведа-самхите, снова обозначая руководящие силы, но также и для обозначения изначального космического человека Пуруши, который разделил себя и создал вселенную из частей своего тела. Эта концепция космического повелителя получила дальнейшее развитие в текстах Упанишад, в частности в Шветашватаре, с описанием единого Верховного Господа, породившего всю вселенную. Термины Ишвара, Иша и Ишана используются для его описания.

Ишвара в веданте

Вселенная — это реальность, которая воспринимается посредством обусловленности познавательных чувств и ума. Это эмпирическая (основанная на опыте) реальность. Всё в ней появляется и исчезает, связанное с изменением и током времени, пространства и причинности. Принцип, представляющий всю полноту многообразной эмпирической Вселенной, есть Ишвара.

Индуизм рассматривает Вселенную как постоянный поток энергии. Веды говорят «pūrṇāt pūrṇamudacyate» из Целого (Брахмана) проявляется это Целое (бесконечная Вселенная). Абсолютное Сознание — это поле, в котором созидательная энергия вибрирует, развивается и растворяет бесчисленное множество вселенных. Подобно тому, как водоворот появляется в озере, вселенная проявляется в Брахмане. Мы видим это явление и называем «водоворотом», но на самом деле это всё то же озеро. Точно так же и эта множественная вселенная, которую мы видим, по своей сути является Брахманом.

Ишвара

На самом деле, хотя Ишвара — это Брахман, познаваемый с точки зрения индивидуального наблюдателя, Брахман содержится [включается/входит] в Ишваре. Индивидуум — это микрокосм, а Ишвара — это Макрокосм. Ишвара переживается как Матрица времени, пространства и причинно-следственных связей с бесконечными потенциями и возможностями. Поэтому Ишвару также называют Сагуна Брахман (Абсолют с атрибутами). Таков Божественный принцип [с точки зрения] ведической духовности.

īśāvāsyamidagṃ sarvaṃ yatkiñca jagatyāṃ jagat
Всё это, всё, что движется в этой вселенной, включая вселенную, которая сама движется, пронизано Ишей (всепроникающим Высшим Разумом).
Яджур Веда, Ишавасья Упанишада 1

Ишвара — всеобъемлющий, безличный и всепроникающий Бог. Это Присутствие здесь и сейчас. Это Единство, которое объединяет всё и всех. Это многообразие многогранной вселенной и всё, что в ней существует, от огромных галактик до мельчайших микроорганизмов. Это совокупность всей энергии и сознания.

Бог — безбрежный космос, успокаивающие ветры, могучие океаны, яркое солнце, величественные горы — Бог — эфир, воздух, вода, огонь и земля. Бог есть прана, жизненная энергия, знание, воля и движение ума. Бог — разумная экосистема леса, ритм жизни — Бог присутствует повсюду. Бог есть любовь, объединяющая всех. Поэтому вместо того, чтобы провозглашать, что «есть один Бог», йоги провозглашают: «есть только Бог». Вместо того, чтобы сказать: «Я верю, что Бог есть», йоги говорят: «Я не вижу ничего, кроме Бога».

Свами Вивек Ананда объясняет: Где начинается, там и заканчивается. Каков конец этой вселенной? Разум, не так ли? По мнению эволюционистов, последним в порядке творения был разум. А раз так, то это должно быть и причиной, и началом творения. Вначале этот интеллект остается вовлеченным, а в конце он развивается.

Таким образом, общая сумма разума, проявленного во вселенной, должна представлять собой развернутый универсальный разум, и этот универсальный разум есть то, что мы называем Богом, от Которого мы приходим и к Кому возвращаемся, как сказано в писаниях.

Назовите это любым другим именем, вы не сможете отрицать, что в начале существует этот бесконечное вселенское сознание.

Ишвара в 3-х направлениях индуизма

Термин «Ишвара» является синонимом других терминов, таких как Иша, Хираньягарбха, Параматма, Вират, Шива, Нараяна, Шакти и Джагат (Вселенная). В индуистском мировоззрении Природа ничем не отличается от Бога. Когда индусы почитают и выражают благодарность Вселенной или Природе, они делают это только Богу. По общему признанию, это НЕ личность Бога, которого не видно в этом мире и которого вы можете встретить только после своей смерти, потому что Он пребывает на далеких небесах. Вместо этого индусы объединяются с Богом, который является непосредственным всепроникающим Присутствием, которое повсюду, включая нас, как наше внутреннее Я, здесь, сейчас и за его пределами.

В шайва-индуизме принципы Брахмана и Ишвары определяются как два аспекта единой реальности, которой является Шива; высшим аспектом Шивы является Парама Шива, который есть Чистое Сознание и Абсолютная Реальность, и Шива также проявляется как Вселенная посредством Своей творческой силы, Шакти. Шива проявляется как всепроникающее Присутствие и Высшее Существо, называемое Парамешварой. Следовательно, Шива является одновременно имманентным и трансцендентным, а также внутренним Я во всех существах. Шива — это та Абсолютная Реальность, которую пытаются осознать йоги.

Вайшнавский индуизм придает огромное значение принципу Ишвары, который понимается как Вишну или Нараяна. Для вайшнавов высшая реальность всегда наделена бесконечными качествами и могуществом; поэтому высший аспект Вишну является синонимом Сагуна Брахмана (Брахмана с атрибутами). Вселенная образует тело Ишвары или Вишну. Вишну является одновременно имманентным и трансцендентным, а также Параматмой, «Высшим Я» во всех существах. Вишну — это всепроникающее Верховное Существо и Личный Господь или Бхагаван для Своих преданных, чья цель практики йоги — жить в сознании Вишну или в сознании Кришны.

В шакта-индуизме Шакти или Энергия воплощает вселенную. Это также сила, дающая жизнь всему. Шакти поклоняются через Женские Божества – Дэви или Богинь. В статическом состоянии Она является Высшей Реальностью, Брахманом или Шивой. В активном состоянии Она есть Ади Парашакти (Изначальная Высшая Энергия), синоним Ишвары.

В индуизме адвайты вы можете выбрать связь с Ишварой, выбрав по своему усмотрению иштха девата, «любимое Божество». Хотя Вселенная является безличным проявлением, индуисты также связаны с Ишварой личным образом и формируют отношения, которые становятся неотъемлемой частью их повседневной жизни.

Автор статьи: Ракеш Наир — наставник и учитель ведической философии и йоги (yogirakesh.com).

Перевод статьи: Татьяна Славинская

Если вы хотите поучаствовать в развитии сайта, нажмите на кнопку «Поддержите сайт» чтобы узнать, как вы можете это сделать.

0 0
Article Rating
0
()
x