Махадев

Сайт об индуизме и ведических знаниях

Главная > Индуизм > Пахтанье Океана. Значение и символизм

Пахтанье Океана. Значение и символизм

Пахтанье Океана или Самудра-мантхан (санскрит समुद्र मंथन) это один из самых известных эпизодов в Пуранах и широко отмечается каждые двенадцать лет на Кумбха Мела. Эта история описана в «Шримад-Бхагаватам», «Махабхарате», «Рамаяне» и различных Пуранах, включая «Бхагавад», «Брахма-вайварта», «Агни» и «Вишну-пурана». «Мантханам» — это санскритский эквивалент слова «мантан», означающего «пахтать». Во фразе «сагар мантан» «сагар» – это иное слово для «самудры», в значении океан. Термин «кширсагар мантан», «кширсагар» буквально означает «молочный океан».

Пахтание океана

С чего началось Пахтанье Океана

История начинается с Индры, древнего бога, известного как царь Сварги (неба) и бог дождя и грома. Когда Индра путешествовал сидя на своем слоне Айравате, он встретил мудреца Дурвасу. Тот преподнес царю девов особую гирлянду цветов – Сантанаку. Индра принял гирлянду, и поместил ее на хобот слона. Айравата раздраженный запахом гирлянды, бросил ее на землю. Это привело мудреца в ярость — гирлянда представляла собой Шри (процветание) и считалась прасадом (священным). Дурваса проклял Индру со словами: «Гордость богатства проникла в твою голову. Пусть Лакшми покинет тебя». Без Лакшми (богатство и процветание), дэвы потеряли свою силу, энергию и богатство.

Асуры которые ждали такой возможности вторглись на небеса. В многочисленных битвах, последовавших за этим происшествием, дэвы потерпели поражение, а асуры во главе с царём Бали получили власть над миром.

Индра потерял свое царство и скрылся от демонов. Он обратился за помощью к богу Вишну , который посоветовал дэвам вести себя с асурами дипломатично. Поэтому дэвы заключили соглашение с асурами, и они договорились совместно пахтать океан, чтобы получить нектар бессмертия – Амриту, который они разделят поровну между всеми участниками. Однако, Господь Вишну сказал дэвам , что позаботится о том, чтобы они одни получили нектар.

Что происходило во время Пахтанья Океана

Пахтанье Океана было невероятно сложным процессом. Гора Мандрачала использовалась как мутовка, а Васуки, король нагов, служил верёвкой для движения горы. Асуры потребовали держать голову змеи, а дэвы, по совету Вишну , согласились держать ее за хвост. В результате асуры были отравлены дымом, исходящим изо рта Васуки, когда они тянули его тело. Не смотря на это, каждая сторона тянула попеременно, тем самым заставляя гору вращаться и взбалтывать океан. Однако,  помещённая в океан гора по естественным причинам начала тонуть, поэтому Вишну в своей форме Курмы, черепахи, пришел им на помощь и удерживал гору на своём теле.

В истории встречаются некоторые отличия. Например, в «Махабхарате» описывается, что Акупара, царь черепах, принял форму Курмы по просьбе дэвов и асуров.

Яд Халахала

Из-за пахтанья Молочного океана асурами и дэвами в воду выделился сильный яд под названием Халахала, или «калакута». Это напугало дэвов и асуров, потому что яд был до такой степени ядовит, что мог уничтожить всё проявленное творение. По совету Вишну боги обратились к Господу Шиве за помощью и защитой. Из сострадания к живым существам Шива выпил яд, который был настолько сильным, что цвет шеи Шивы стал синим. По этой причине Шиву также называют Нилакантха, с синей шеей («нила» означает «синий», а «кантха» означает «горло»). Также описывается, что Парвати, встревоженная тем, что её муж выпил яд, остановила его в горле своими руками, за что он получил имя Вишакантха (тот, кто держал яд в горле).

Драгоценности

Четырнадцать различных ратн (драгоценных камней) также были извлечены во время пахтанья, кому они были даны…

Появились 3 богини:

Лакшми, Богиня удачи и богатства, принята Вишну, как Его вечная супруга (жена).
Апсары, различные божественные нимфы, такие как Рамбха, Менака, Пунджиштхала и др. – даны дэвам.
Варуни (Сура), богиня опьяняющих напитков – взята (несколько неохотно, т. к. была растрёпанной и спорящей) асурами.

Появились 3 сверхъестественных животных:

Камадхену (Сурабхи), божественная корова, исполняющая желания, забрана Вишну и подарена мудрецам , чтобы гхи из ее молока можно было использовать в жертвоприношениях.
Айравата и несколько других слонов, захваченны Индрой, предводителем дэвов.
Учхайшравас, божественный семиглавый конь, был дан асурам.

3 ценных объекта:

Каустубха, самая ценная драгоценность в мире, которую носит Вишну.
Париджат, божественное цветущее дерево с цветами, которые никогда не увядают, доставлено в Индралоку дэвами .
Мощный лук – символ воинственности асуров .

Дополнительно появились:

Чандра, луна, украшавшая голову Шивы
Дханвантари, врач богов с амритой , нектаром бессмертия.
Халахала, яд, проглоченный Шивой

Этот список немного отличается в разных Пуранах, а также в Рамаяне и Махабхарате.

Нектар бессмертия

В конце концов Небесный Врач – Дханвантари, вышел из Молочного Океана с горшком, содержащим амриту. И между дэвами и асурами началась жестокая борьба за нектар, хотя первоначально они согласились разделить амриту поровну. Дэвы спрятали горшок с нектаром в четырех местах на земле: Праяг (Аллахабад), Харидвар, Удджайн и Насик. В каждом из этих мест из горшка пролилась капля нектара, и с тех пор эти места пропитаны мистической силой. По этой причине в этих городах каждые 12 лет празднуется Кумбха Мела.

В конце концов, в ходе борьбы асуры завладели нектаром и начали праздновать, но обратились к Вишну, чтобы он поровну разделил нектар между ними. Вишну принял форму Мохини – прекрасной и очаровательной девушки. Мохини отвлекла асуров, взяла амриту и раздала ее дэвам, которые её выпили. Один асур по имени Рахукету, переоделся дэвом и тоже выпил немного нектара. Из-за своей светящейся природы Бог Солнца Сурья и Бог Луны Чандра заметили асура в своих рядах. Они сообщили Мохини, и прежде чем нектар смог пройти через его горло, Мохини отрезала голову асуру с помощью Сударшана-чакры. Голова Раху из-за соприкосновения с амритой осталась бессмертной и, как говорят, является причиной затмений.

Пахтанье Океана подошло к концу, когда дэвы испившие амриты смогли победить асуров.

Символизм Пахтания Океана

Пахтанье Океана.
История представляет собой духовное стремление человека к обретению бессмертия посредством концентрации ума, отвлечения чувств, контроля над желаниями и практики аскезы и аскетического образа жизни. Дэвы представляют принцип удовольствия в нас самих. Асуры представляют принцип боли. Дэвы также представляют чувства, в то время как асуры — злые и негативные мысли и импульсы. Участие как дэвов, так и асуров означает тот факт, что, когда кто-то ищет бессмертия посредством духовной практики, он должен интегрировать и гармонизировать как положительные, так и отрицательные аспекты своей личности и направить обе энергии на общую цель.

Молочный океан — это разум или человеческое сознание. Ум всегда сравнивают с океаном (мано сагарам), а мысли и эмоции с волнами. Ум как океан на самом деле является универсальным символом, известным и другим религиям и культурам.

Другое название горы  Мандрачала – Мандхара –  означает концентрацию. Слово «Мандхара» состоит из двух слов «ман» (ум) и «дхара» (одна строка), что означает удержание ума в одной строке. Это возможно только во время умственной концентрации.

Черепаха – Гора Мандрачала была поддержана Господом Вишну как Черепаха (Курма). Здесь черепаха означает уход чувств в себя, когда человек практикует умственную концентрацию и медитацию или созерцание. Это также предполагает, что разум должен опираться на веру в достижение своей цели, на обращение к божественности существующей в каждом из нас, а значит веру в её пробуждение и полную реализацию себя.

Змей Васуки символизирует желание. Желание всегда сравнивают с тысячей змей в капюшонах. Васуки, используемый при пахтании океана, означает, что дэвы и демоны держали желание (стремиться к бессмертию) как веревку и взбивали ум с помощью концентрации и отстранения чувств. Вы можете держать желание в своих руках и манипулировать им только тогда, когда у вас есть контроль над своими желаниями. Таким образом, через этот символизм предлагается контроль над желанием.

Халахала представляет страдание и боль, которым мы подвергаемся в начале духовной садханы . Когда разум подвергается интенсивному взбалтыванию противоборствующими силами, первое, что выходит из этого процесса, — сильное страдание и великое внутреннее смятение. Нам многие говорят, что когда посвященный начинает свою духовную садхану , он сталкивается с рядом трудностей. Проблемы обостряются из-за внутренних конфликтов, когда одна часть стремится идти по духовному пути, а другая противится этому. На начальных этапах садханы ум искателя выбрасывает наружу все виды реакций, негативных мыслей, желаний и импульсов, чтобы он мог справиться с ними соответствующим образом. В основе этих проблем лежат физические и душевные страдания, без решения которых невозможен дальнейший прогресс. Можно сказать, что Халахала — это нестабильность тела и ума, возникающая как ответная реакция на духовную практику.

Бог Шива представляет аскетический принцип. Он разрушитель иллюзии, тот, кто отстранен, чист и аскетичен. Его роль в этой истории как поглотившего яд предполагает, что можно справиться с ранними проблемами духовной жизни, такими как неустойчивость ума и его беспокойство, путем развития качеств Господа Шивы , а именно мужества, инициативы, готовности, дисциплины, простоты, аскетиза, непривязанности, состродания, чистой любви и совершения аскез. В качестве альтернативы это также означает обретение контроля над умом посредством контроля над дыханием. Господь Шива управляет дыханием. Он прананатх, или пранешвар, Владыка Дыхания.

Различные дары, вышедшие из океана во время пахтания, символизируют психические или духовные силы (сиддхи), которые человек приобретает по мере своего духовного продвижения от стадии к стадии. Эти сиддхи представляют собой духовные силы, которые приходят к искателю по мере его продвижения по духовному пути. Нам показывают, что ищущий должен быть осторожен с этими способностями, поскольку они могут помешать его прогрессу, если он не использует их разумно. Эти силы человек должен использовать не для своей корыстной выгоды, а для блага других. Вот почему дэвы и асуры не хотели оставлять эти дары себе, так как не хотели упускать из виду свою первоначальную цель — обрести бессмертие.

Дханвантарари означает здоровье. Сосуд с амритой принес дэвам и асурам Дханвантари, божественный врач. Это означает, что бессмертие может быть достигнуто только тогда, когда тело и разум находятся в совершенном состоянии здоровья. Духовный успех невозможен для человека, который психически или физически болен или чье грубое тело не приспособлено для получения божественного озарения.

Бог Вишну в образе Мохини символизирует заблуждение ума в форме гордыни. Это гордыня достижения, которой поддались асуры и, таким образом, потеряли свое право войти в мир бессмертия. Гордость и эгоизм — это последние препятствия, которые нужно преодолеть в духовной жизни, прежде чем испытать самореализацию.

Автор статьи: Татьяна Славинская

Написать комментарий

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Посмотреть все комментарии
0