Махадев
Сайт об индуизме и ведических знаниях
В этой статье представлены два переведённых мной текста (Свами Пурначайтанья и Сатьянараяна дас), которые объясняют, что такое на самом деле жертвоприношение животных в ведические времена и почему подобные жертвоприношения никак не связаны с убийством животных.
В настоящее время некоторые источники утверждают, что жертвоприношение животных были частью некоторых древних ягий или жертвоприношений ведической цивилизации. Но это не так. Что же такое жертвоприношение животного в ведах?
Благородство мышления древних мудрецов раскрывает глубокое и уважительное понимание жизни и творения, но на протяжении веков, при переводе их мудрость часто терялась. В наши дни сохранилось множество древних практик, которые неправильно понимаются, неверно истолковываются или отвергаются как ненаучные.
Одним из таких примеров является практика Пашу Бали в ведической традиции, которую ошибочно переводят и интерпретируют, как жертвоприношение животных (или принесение животных в жертву богам). На деле же Пашу Бали относится к «принесению в жертву собственных животных склонностей» — слово и практика.
Слово «пашу», как и многие другие слова в ведическом языке (язык, на котором писались Веды), часто неправильно понимают и истолковывают, потому что ведический язык не полностью совпадает с классическим санскритом.
То, что мы обычно называем санскритом, — это язык, возникший из ведического языка. Хотя есть много санскритских слов, которые также встречаются в ведическом языке, их значения стали гораздо более ограниченными или утратили свой первоначальный смысл.
Это произошло потому, что некоторые люди, писавшие комментарии к ведическим писаниям, пытались понять Веды с точки зрения санскритского языка. Это привело к неправильному толкованию, поскольку «новые» значения вскоре стали общеизвестными в зависимости от объяснений комментаторов.
В ведической литературе синонимом слова ягья является адхвара , что буквально означает «то, что свободно от насилия». Чтобы совершить такую ягью, нужно сначала пожертвовать собственными страстями, эгоизмом и гневом. Нужно «уничтожить» или «пожертвовать» (Бали) в себе «зверя» или «животное» (Пашу), т. е. совершить Пашу Бали . В ягье животное в человеке, грубый инстинкт наслаждаться даже за счет других и рисковать духовным благополучием, было усмирено и в конечном счете уничтожено.
Древние ягьи , ныне известные как «жертвоприношение животных», на самом деле были высокодуховными и утонченными церемониями.
Слово ашва на классическом санскрите означает «конь» , но в ведическом языке оно имеет два значения: «души» и «нация». Санскритское слово аджа часто переводится как «коза» , а ведическое значение этого слова — «вечная душа». Таким образом, Ашвамедха- яджна относится к ягье, способствующей «очищению души и укреплению нации» , а Аджамедха-яджна совершается для «облагораживания души».
Однако со временем такой прекрасный и благородный поступок, как ягья или жертвоприношение, совершенно бескорыстный поступок на благо мира, и чудесная концепция пашу бали стали синонимом убийства невинных и безобидных существ. Конечно, в средние века животных приносили в жертву как в Индии, так и в других частях света. Однако эти жертвоприношения не были предписаны Ведами. Жертва, предписываемая Ведами, — это жертва собственных удобств, собственных негативных тенденций и ограниченности во благо общества и мира.
Великие святые, такие как Будда и Махавира, видевшие бесчеловечное истребление невинных животных во имя пашу бали или ягьи, восстали против этих практик и старались вернуть внимание людей к медитации, уважению ко всему живому и служению ему. взращивание ума, свободного от гнева, похоти и заблуждения.
Веды очень ясно говорят о ненасилии как по отношению к другим людям, так и по отношению ко всем другим формам жизни. Эти идеалы на самом деле являются частью основных учений этих удивительных древних писаний, называемых Ведами.
В Яджурведе есть молитва: «Пусть я взгляну на всех существ глазами друга». А в Ригведе сказано: «Если я когда-нибудь с уверенностью и сделаю шаг, то иду только по пути друга. Ибо под утешающим прибежищем этого дорогого и ненасильственного друга объединяются все живые существа».
Поэтому важно, чтобы люди знали о том, что жертвоприношение животных во имя пашу бали никоим образом не поддерживается Ведами, и что убийство невинных живых существ никогда не угодит Божественному, создавшему их и подарившему им жизнь.
Автор: Свами Пурначайтанья
Вопрос: В Махабхарате и Бхагавата пуране есть ссылки на жертвоприношения животных, совершаемые святыми царями. Я хотел бы более тщательно понять природу этих жертвоприношений. Например, Шри Кришна заставил Махараджу Юдхиштхиру провести три хорошо выполненных Ашвамедха-ягьи (жертвоприношения коня) и таким образом прославил его добродетельную славу во всех направлениях, подобно славе Индры, который совершил сто таких жертвоприношений». Были ли эти животные на самом деле убиты, и какова была цель?
Ответ: Хотя верно, что Махабхарата упоминает жертвоприношение коня (в главе 90 14й Парвы), в следующей главе следует рассказ о том, как жертвоприношение молотого ячменя превосходит то жертвоприношение. В главах 91 и 92 говорится, что лучше всего совершать жертвоприношение зернами, которые хранились в течение трех лет.
Мы должны понимать, что только потому, что нечто упоминается в книге, это не означает, что это предписание. Некоторые части книги следует рассматривать как пурва-пакша, или принцип, который позже отвергается (или подвергается критике). Это не следует путать с заключением. Это ясно видно из истории царя Прачинабархишата, описанной в главе 25 4-й Песни Бхагавата пураны. Мы должны принять заключение книги в целом, а не просто выдернуть определенные части, которые, в итоге, могут не совпадать с точкой зрения автора. Это распространенная ошибка читателей.
Нарада сказал царю Прачинабархишате: О, повелитель людей, посмотри на эти множества живых существ, беспощадно убиваемых Тобой тысячами, как скот (посвященный) для жертвоприношения. Помня твою жестокость (к ним), они ждут тебя. Когда придёт время, они, разгневавшись, пронзят тебя (насквозь) своими стальными рогами.
Бхагавата Пурана, 4.25.7
Бхагавата описывает парама дхарму или высшую дхарму живого существа, которая является безусловной любовью к Верховной Личности, Кришне. Живя в соответствии с этой высшей дхармой, нет необходимости совершать ягью, которая включает в себя жертвоприношение животных, потому что это противоречит самому принципу высшей (парама) дхармы.
Ягья совершается для того, чтобы удовлетворить определенное божество или Верховную Личность. Верховная Личность недовольна жертвоприношением животных, и божества, которые могут быть почитаемы в рамках высшей дхармы, не требуют никакого жертвоприношения животных.
В Бхагавата пуране очень ясно говорится, что всякий раз, когда есть требование принести в жертву животное в ягье, это не означает убийство животного, а только прикосновение к нему и предложение его определенному божеству, для которого оно предназначено.
В детстве я видел, что на каждый Дивали мой дедушка предлагал курицу деревенскому божеству, но подношение не делалось путем ее убийства. Он покупал курицу и приносил ее домой. Затем все члены семьи вставали вместе. Он держал курицу и лампу с гхи в руке и обводил ими членов семьи. Затем он относил курицу и гхи деревенскому божеству, выпускал курицу перед ним и предлагал лампу с гхи божеству.
Похожий пример, был в городе Гургаон. Там есть знаменитый храм Кали, куда мы ходили каждый год. Мой дедушка предлагал козу Кали, примерно таким же образом: он покупал козу, украшал ее тилакой и гирляндой, а затем кормил ее, и она подходила к божеству. Затем он отпускал ее. Вот что подразумевалось под «подношением». Никакого убийства не было.
Поэтому в Бхагавата пуране ясно заявлено в 11.5.13: paśor Álabhanaṁ na hiṁsā — что означает прикасаться к животному, но не убивать. Глагол Álabhan имеет оба значения: убийство и прикосновение.
Данный стих сообщает, что убийство запрещено (na hiṁsā – значит, никакого насилия), поэтому Álabhan может иметь только значение прикосновения. Из этого следует, что согласно Бхагавате, жертвоприношение животных путем убийства животного не рекомендуется. Бхагавата считается высшим плодом Вед — nigama-kalpa-taror galitaṁ phalaṁ (SB 1.1.3). Поэтому конечная цель Вед — не пропаганда жертвоприношения животных.
Животное должно быть (символически) предложено божествам (путем прикосновения к нему) в жертвоприношениях, но убийство не допускается.
Бхагавата Пурана, 11.5.13
Вопрос: почему короли занимались жертвоприношениями животных?
Ответ: это зависит от того, как вы трактуете жертвоприношение. Если вы примете вышеизложенное понимание, что жертвоприношение означает только прикосновение, а не убийство, то тогда не было никакого насилия.
Если этого ответа недостаточно, то мой следующий ответ таков: каждая школа мысли устанавливает свою сиддханту, или заключение, опровергая точку зрения оппонента (пурва-пакша). В Бхагавате также есть истории, которые не являются ее заключением, но на самом деле являются пурва-пакшей. Не обязательно следовать всему, что в ней описано. Мы должны понимать намерение и рекомендацию автора. Описывая высшую дхарму, Бхагавата также описывает варнашрама-дхарму, но это не ее конечная рекомендация.
Это может включать в себя такие вещи, как жертвоприношения животных, которые не практикуются в парама-дхарме. В Бхагавате также есть много историй о царях, у которых было много жен. Это не значит, что Бхагавата предписывает многоженство. Это не закон, которому необходимо следовать. Вы должны понимать, что смысл шастр не всегда буквален.
Что касается жертвоприношения животных, есть также история, рассказанная в Махабхарате в 337-й главе Бхишма Парвы. Там описывается, что однажды в Сатья югу дэвы попросили мудрецов провести яджну с аджей. Слово аджа обычно понимается как козел. Мудрецы, однако, сказали, что слово аджа означает «семена», что также является одним из его значений.
Они сказали, что в эту эпоху Сатья юги неприемлемо убивать животных для яджны. Между дэвами и мудрецами завязался спор о слове аджа. В то время царь Упаричара Васу, который был другом Индры и получил виману по милости Индры, летел по небу. Увидев его, дэвы и мудрецы попросили Васу стать их посредником. Поскольку Васу был другом Индры, он был предвзят и выступил в пользу дэвов. Он сказал, что яджну следует проводить с козлом.
Из этой истории следует, что жертвоприношение животных изначально (в ведические времена) не было практикой, но возникло позже. Более того, история в продолжении рассказывает нам, что Васу потерял свою виману из-за того предвзятого решения.
Автор: Сатьянараяна дас Бабаджи (Институт вайшнавских исследований «Джива»)
Переводчик: Татьяна Славинская
И ещё немного о том, что такое жертвоприношение.
Жертвоприношение буквально означает «освящение» или приношение чего-либо Богу или божеству. Жертва означает упрощение, обуздание, решение воздержаться или отпустить, сосредоточиться, ответить на потребность в росте, на стремление к глубине и обновлению.
Вы выбираете следовать своим глубоким, душевным стремлениям, а не поверхностным, внешним желаниям. Вы прилагаете усилия, чтобы привести то, что бессознательно, в сознание. То есть осветить светом весь свой мир, и позитивное и негативное, и что-то из этого принесете в жертву, чтобы свободно двигаться по жизни.
Смотрите также:
Написать комментарий
© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.