База знаний
Статьи
© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.
Махадев
Сайт об индуизме и ведических знаниях
Махашиваратри, «Великая ночь Шивы» — самое значительное событие в духовном календаре Индии. Садхгуру объясняет значение Махашиваратри и, что делает эту ночь такой важной. Перевод статьи с сайта isha.sadhguru.org.
Четырнадцатый день каждого лунного месяца или день перед новолунием известен как Шиваратри. Среди всех двенадцати Шиваратри, которые происходят в календарном году, Махашиваратри, тот, что происходит в феврале-марте, имеет самое большое духовное значение.
В эту ночь северное полушарие планеты расположено таким образом, что в человеке происходит естественный прилив энергии.
Это время, когда природа подталкивает человека к духовной вершине. Чтобы использовать такую возможность, в индуизме сформировалась традиция бодрствовать всю эту ночь.
Чтобы позволить естественному подъёму энергии найти свой путь, одна из основ Махашиваратри состоит в том, чтобы не спать в течение ночи и чтобы ваш позвоночник находился в вертикальном положении.
Махашиваратри очень важен для людей, которые идут духовным путём. Это очень важно и для тех, кто находятся в семейных отношениях, а также для тех кто хочет достичь мирских целей.
Люди, которые живут в браке, отмечают Махашиваратри, как годовщину свадьбы Шивы и Парвати. Те, у кого есть мирские цели, видят это как день, когда Шива победил всех своих врагов.
Но для аскета это день, когда Шива стал подобен Кайлашу. Он стал как гора — абсолютно неподвижен.
В йогической традиции Шиве не поклоняются как Богу, его считают Ади Гуру, изначальным Гуру, который подарил миру науку йоги.
После многих тысячелетий медитации однажды он стал абсолютно неподвижным. И этот день — Махашиваратри. Все движения в нем прекратились, и он стал совершенно спокойным, неподвижным, поэтому аскеты видят в Махашиваратри ночь спокойствия.
Помимо легенд, этот день и ночь так важны в йогической традиции из-за возможностей, которые он предоставляет духовному искателю.
Современная наука прошла через многие фазы в своём развитии и сегодня пришла к тому моменту, когда учёные хотят доказать, что всё, что вы знаете как жизнь, всё что вы знаете как материю и существование, всё, что вы знаете как космос и галактики, является единой энергией, которая проявляется миллионами способов.
В то же время, этот научный факт является практической реальностью для каждого йога. Слово «йог» означает того, кто осознал единство всего творения.
Когда я говорю «йога», я не имею в виду какую-то конкретную практику или систему. Все, кто жаждет познать неограниченное, все, кто хочет познать единство в существовании — йоги. Ночь Махашиваратри предлагает человеку возможность испытать это.
Шиваратри, самый тёмный день месяца. Празднование Шиваратри ежемесячно, и особенный день, Махашиваратри, может казаться празднованием тьмы. Любой логический ум будет сопротивляться тьме и естественно выберет свет.
Но слово «Шива» буквально означает «тот, кого нет». «То, что есть» — это существование и творение. «То, чего нет» — это Шива. «То, чего нет» означает, что если вы откроете глаза и осмотритесь вокруг, если ваше видение предназначено для маленьких вещей, вы увидите множество творений. Если ваше видение действительно ищет большие вещи, вы увидите, что самое большое присутствие в существовании — огромная пустота.
Несколько капель, которые мы называем галактиками, как правило, заметны, но огромная пустота, которая их поддерживает, не привлекает всеобщее внимание. Эта необъятность, эта безграничная пустота — и есть то, что называют Шивой.
Сегодня современная наука также доказывает, что всё происходит из ничего и возвращается в ничто. Именно в этом контексте Шива, огромная пустота или ничто, упоминается как великий Господь или Махадев.
Каждая религия, каждая культура на этой планете всегда говорила о вездесущей, всепроникающей природе божественного. Если мы посмотрим на это, единственное, что может быть действительно всепроникающим, единственное, что может быть повсюду, это тьма, ничто или пустота.
Обычно, когда люди ищут благополучия, они говорят о божественном, как о свете.
Когда люди больше не ищут благополучия, когда они смотрят за пределы своей жизни с точки зрения растворения, если объектом их поклонения и их садханы является растворение, тогда мы всегда обращаемся к божественному, как к тьме.
Свет — это короткое событие в вашем разуме. Свет не вечен. Это всегда ограниченная возможность, потому что свет происходит и заканчивается. Величайший источник света, который мы знаем на этой планете — Солнце. Но даже от солнечного света вы можете закрыться рукой и с обратной стороны ладони возникнет тень тьмы. Тьма всепроникающая.
Незрелые умы во всём мире всегда описывали тьму как дьявола. Но когда вы описываете божественное как всепроникающее, вы, очевидно, имеете в виду божественное как тьму, потому что только тьма всепроникающая. Она не нуждается ни в какой поддержке ни от чего.
Свет всегда исходит от источника, который его испускает. У него есть начало и конец. Этот источник всегда ограничен. У тьмы нет источника — это источник сам по себе. Это всепроникающее, везде, вездесущее. /Хочу добавить от себя, как я понимаю. Здесь приводится пример света и тьмы физического мира для описания природы бытия/
Итак, когда мы говорим Шива — это огромная «пустота» бытия. На коленях этой огромной пустоты зародилось всё творение. Это то пространство «пустоты», который мы называем Шивой.
В индийской культуре все древние молитвы не касались спасения, защиты себя или улучшения жизни. Все древние молитвы всегда звучали так: «Господь, уничтожь меня (моё Эго), чтобы я мог стать таким, как Ты».
Поэтому, когда мы говорим «Шиваратри», самая темная ночь месяца, у человека появляется возможность растворить свою ограниченность, испытать безграничность источника творения, который является зерном в каждом человеке.
Махашиваратри — это благоприятная возможность испытать чувство той огромной пустоты, которая является источником всего творения.
С одной стороны, Шива известен как разрушитель. С другой, его знают, как самого сострадательного. Он также известен, как величайший из дарителей всех благ. Йогические знания изобилуют многими историями о сострадании Шивы. Способы выражения его сострадания невероятны и удивительны одновременно. Поэтому Махашиваратри — особенная ночь.
Мы желаем вам, чтобы в эту ночь вы ощутили необъятность этой пустоты, которую мы называем Шивой. Пусть эта ночь будет не просто ночью бодрствования, пусть эта ночь будет ночью пробуждения для вас.
В 2021 году Махашиваратри празднуется в ночь с 11 на 12 марта.
Оригинал статьи. Перевод Татьяны Славинской
© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.