Махадев
Сайт об индуизме и ведических знаниях

Что такое Атман (отрывок из Катха Упанишады)

Отрывок из Катха Упанишады, диалог Ямы и Начикеты о том, что такое Атман и почему знание Атмана так важно для человека.

Яма сказал: Будучи мудрым, ты твердо отказался от всего этого [от мирских желаний]. Ты желаешь Истины. Мудрый, медитируя на свое истинное Я, узнает это древнее Божество. Его трудно увидеть. Оно недоступно. Оно находится в пространстве сердца, в бездонной пропасти. Постигнув Его, мудрый освобождается от цепей веселья и скорби.

Услышав об Атмане, осознав Это и поняв, что Это — его собственное высшее «Я»; отделив Это от всех качеств и достигнув Его, смертный радуется, обретя истинное наслаждение. Я вижу, как двери Брахмана широко открываются перед тобой, Начикета.

Начикета сказал: То, о чём ты говоришь — не добродетель и не порок; не причина и не следствие; не прошлое и не будущее. Это — вне всего вышеперечисленного. Ты видишь Это. Расскажи мне о Нём.

Яма сказал: Есть одно Слово: именно о Нём говорят Веды. Чтобы постигнуть Его, люди подвергают себя воздержанию. Это — ОМ. ОМ, воистину, есть вечный Брахман; лучшая опора и высшее средство. Знающий эту опору становится великим в мире Брахмы. Разумное «Я» не рождается и не умирает. Оно ни из чего не возникало и ничто не возникало из Него.

Нерождённое, неизмеримо древнее и вечно новое, неразрушимое; именно Оно остаётся, когда тело разрушается. Когда убийца думает, что он убивает, а убитый думает, что умирает — оба они не знают истины: Вечное в человеке не может убивать; Вечное в человеке не может быть убито. В сердце каждого человека находится его истинное «Я». Именно Его называют «Атман». Он меньше малейшего атома;

Он больше всего сущего. Только тот, кто отрешился от желаний и достиг безмятежности, видит славу Атмана в самом себе и становится свободным от скорби. Сидя в неподвижности, он идёт далеко; пребывая во сне, он оказывается всюду.

Кто, как не «Я», может познать Бога, который одновременно радуется и не радуется? Когда мудрые постигают этот вездесущий Дух, бестелесно пребывающий в всех телах и неизменный в меняющемся, они навсегда оставляют печали позади.

Истинное «Я» нельзя постичь интеллектом; Его не достигнешь ни изучением писаний, ни учёными рассуждениями. Когда «Я» хочет, Оно открывается искателю. Никто не сможет постичь свое истинное «Я», пока не откажется от дурного поведения; пока не откажется от соблазна чувств; пока не сосредоточит и успокоит свой ум. Как иначе постичь это «Я», для которого жизнь — пища, а смерть — приправа к ней?

Наивысшая обитель Брахмана находится в сердце человека. И в этом тайном месте двое наслаждаются плодами своих дел.
Знай, что тело — колесница, а Атман — хозяин колесницы.

Знай, что разум — возничий, а ум — вожжи.

Кони, запряжённые в эту колесницу — наши чувства, а путь, по которому они бегут — объекты чувств.

Когда Атман в гармонии с телом, чувствами и умом, мудрые люди называют Его «Наслаждающимся».

Пока человек не достиг истинного понимания, его разум — плохой возничий и не может справиться с конями. Когда же человек достиг истинного понимания, его разум
— хороший возничий, крепко держит в руках вожжи ума, и кони чувств послушны ему.

Человек, разум которого лишён истинного понимания, а ум неуправляем — нечист. Его колесница не достигает цели; он живет от смерти к смерти.

Но достигший истинного понимания управляет своим умом и поэтому всегда чист; он достигает цели — состояния, когда больше не нужно рождаться в мире.

Выше чувств — объекты чувств. Выше объектов чувств — ум. Выше ума — разум.

Выше разума — Великая Душа человека.

Выше Души в человеке — Непроявленное.

Выше Непроявленного — Пуруша, Высший Дух. Выше и тоньше Пуруши ничего нет; Он — высшая цель.

Этот Пуруша сокрыт во всех существах, и мы не замечаем, что Он — их Внутренняя Суть. Его видят те, кто видит тонкое, когда их видение остро и четко.

Мудрый растворяет речь в уме; ум — в разуме, разум — в Великой Душе; Великую Душу — в безмятежном Атмане.

Атман бесформенен и беззвучен; неосязаем, не имеет вкуса и запаха. У него нет начала и конца, он вечен и неисчерпаем. Его не постигнуть рассудком. Когда приходит осознание Атмана, человек спасается от челюстей Смерти.

Смотрите также:

Написать комментарий

Оставьте комментарий

Мы в соц. сетях

© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.