Махадев
Сайт об индуизме и ведических знаниях

Махапралайя. Проявление Шивы, Шакти, Вишну. Глава из Шива пураны

Махапралайя

Махапралайя (её природа)

Брахма сказал:

1. О брамин, выдающийся среди небесных существ, ты обратился к хорошему делу, служа мирам и желая им блага.

2. Я объясню тебе полезные и спасительные принципы Шивы, знание которых, различные грехи людей уничтожают.

3. Принципы Шивы, Его высшие чудесные формы не смог [до конца] понять ни я, ни Вишну, ни кто-либо ещё.

4. Во время Великого Растворения (Махапралайя), когда растворяются все подвижные и неподвижные объекты мира, всё окутывается тьмой, без Солнца, планет и звезд.

5. Луны нет. День и ночь не различимы. Нет ни огня, ни ветра, ни земли, ни воды. Нет непроявленного изначального бытия. Весь небосвод представляет собой одну полную пустоту, лишенную всех элементов Теджаса.

6. Нет ни Дхармы, ни Адхармы, ни звука, ни прикосновения. Запах и цвет не проявлены. Нет вкуса. Нет форм и границ.

7. Таким образом, когда существует кромешная тьма, которую нельзя проткнуть иглой, и присутствует только то, что упоминается в Ведах как «Существующее и Брахман».

8. Когда настоящего видимого мира не существует, присутствует только Сат (бытие) Брахман , который йогины постоянно наблюдают во внутренней Душе, на внутреннем Небесном своде.

9. Он непостижим для ума. Его невозможно описать словами. У него нет ни имени, ни цвета. Он не толстый и не тонкий.

10. Он не короткий и не длинный. Он ни легкий, ни тяжелый. В нем нет ни увеличения, ни уменьшения.

11. В Ведах говорится, что он удивительным образом окутывает все сущее. Это великолепие, истина, знание, вечное и великое Блаженство.

12. Он неизмерим, беспристрастен, неизменен, лишён атрибутов и форм, воспринимаем йогами, всепроникающий и является единственной причиной вселенной.

13. Он свободен от альтернатив. У него нет начала. Он свободен от иллюзий и их беспокойства. Нет второго такого же (Он един и единственный существует). У него нет ни начала, ни конца. У него нет развития (потому что он полон и самодостаточен). Он находится в форме чистого знания.

14. Люди сомневаются, стоит ли давать ему название. Говорят, что спустя некоторое время (пока длилась Махапралайя) у этого Бытия (Брахмана) на секунду возникло желание.

15. Бытие, не имея собственной формы, пожелало создать в ходе своей собственной игры благоприятную форму, наделенную всей силой, качествами и знанием.

Шива

16-18. Так Бытие пожелало, что должна быть сотворена форма, которая: распространяется повсюду, имеет все формы, видит всё, является причиной всего, уважаема всеми, является началом всего, дарует всё, всё освящает. И, Бытие сотворило форму Ишвары обладающую чистой природой.

Изначальное Бытие без второго, без начала и конца, которое освещает всё, что есть в форме Чит (чистого знания), то, что называется Верховным Брахманом, всепроникающим и нетленным, скрылось.

Проявленная форма бесформенного Бытия – это Садашива. Ученые древних и последующих веков воспевали его как Ишвару.

19. Ишвара был один, затем он создал из своего тела физическую форму Шакти. Эта Шакти никоим образом не повлияла на его тело.

20. Эту Шакти называют разными именами. Прадхана, Пракрити, Майя, Гунавати, Пара. Мать Буддхи Таттвы (Космического Разума), Викритиварджита (без изменений).

21. Эта Шакти — это Амбика, Пракрити и богиня всего. Она — первопричина и мать трёх божеств.

22. У нее восемь рук. Ее лицо обладает особым великолепием, великолепием тысячи лун. Вокруг ее лица постоянно сверкают тысячи звезд.

23. Она украшена различными украшениями. У нее есть несколько видов оружия. Она очень подвижна. Ее глаза сияют, как распустившийся лотос.

24. У нее есть талант, который трудно себе представить. Она является порождающей причиной всего. Она возникла как единая Майя. Будучи единой она проявлялась в различных формах.

25. Верховный Пуруша – это Шива. Его называют Шамбху. Нет никого выше Него. Он держит Мандакини (Гангу) на Своей голове и полумесяц. У него три глаза.

26. У него пять лиц. Он всегда радостен. У него десять рук. Он держит трезубец. Он чист и бел, как камфора. Его тело полностью покрыто пеплом.

27. Этот Брахман в форме Калы (Время) совместно с Шакти создал пространство святости, называемое Шивалока.

28. Это непревзойдённое священное пространство называют Кашика. Это престол спасения, сияющий над всем.

29. Священное пространство имеет природу абсолютного Блаженства, потому что изначальные Шива и Шакти, исполненные высшего Блаженства, сделали это прекрасное священное пространство своим вечным пристанищем.

30. О мудрец, это священное пространство никогда, даже во время Великого Растворения (Махапралайя), не свободно от Шивы и Шивы (Шакти). Поэтому его называют Авимукта.

31. Поскольку священное пространство является причиной Блаженства, носящий Пинаку Господь (Шива) назвал это место «лесом блаженства», а позже «Авимуктой».

32. О небесный мудрец, блаженный, два божества, забавляясь и играя в лесу, пожелали, как говорят, чтобы было осуществлено другое Творение.

33-38. Шива подумал про себя так: «Другое Творение будет создано мной. Пусть он всё создаст, защитит и, в конце, пусть разрушит это с моего благословения. Вверив ему всё, мы двое, оставшись в Каши, будем бродить, как нам заблагорассудится, сохраняя лишь прерогативу даровать спасение. Мы можем счастливо оставаться в этом блаженном лесу, будучи свободными от забот (о творении).

С согласия Шивы (Шакти) верховный Господь распространил сущность нектара на 10-ю часть своего левого бока. Нектар, был результатом пахтанья океана Его ума, где мысли были волнами, а Саттва-гуна была драгоценным камнем, Раджас — коралл, а Тамас — крокодил. 

Вслед за этим появилась личность, которая была самым очаровательным творением в трех мирах, это творение было спокойным с полное Саттва Гуны (чистоты) и казалось океаном безмерного величия.

39. О мудрец, он был наделен терпением. Не было никого, кто мог бы сравниться с ним. Он имел блеск сапфира. Он был великолепен, его прекрасные глаза сияли, как лотос.

40. Он был подобен золоту. Он носил превосходные шелковые одежды золотого цвета. Его глаза были коричневыми и блестящими. Он был очень силён.

41. Он поклонился Шиве Парамешваре и сказал: «О Господь, дай мне имена и поручи мне мою задачу».

42. Услышав его слова, Господь Шива рассмеялся. Со словами, подобными грому, Господь Шива обратился к нему.

Вишну

Шива сказал:

43. «Ты будешь известен под именем Вишну, поскольку ты вездесущ. У тебя будет много других имен, приносящих счастье преданным.

44. Совершайте покаяние, которое будет способствовать достижению поставленной цели. Будьте в этом тверды». Сказав это, Господь даровал ему Веды через своё дыхание.

45. Шива исчез в сопровождении Шакти и его спутников. Выразив должное почтение Шиве, Вишну приступил к своей великой аскезе.

46. ​​Даже после совершения аскезы в течение двенадцати тысяч божественных лет Вишну не смог достичь своего желания, видения Шивы, дарующего всё.

47. Его стали одолевать сомнения и с почтением медитируя на Шиву, Вишну размышлял: «Что мне теперь делать?»

48. Тем временем послышался благоприятный голос Шивы. «Соверши еще раз покаяние, чтобы устранить твои сомнения.

49. Услышав это, Вишну совершил ужасное покаяние, долгое время следуя путем медитации.

50. Вишну стал просветленным, следуя пути медитации. Он был приятно удивлен. «О, что это за Истинная суть?»

51. Из тела Вишну, который таким образом напрягал себя аскезой, в результате майи Шивы начали течь различные водные потоки.

52. О великий мудрец, Верховный Брахман в форме божественных вод наполнил всю пустоту. Простое соприкосновение с ними губительно для грехов.

53. Утомлённый Вишну, заснул среди вод. Он долгое время находился в этом блаженном состоянии заблуждения.

54. Как утверждается в Ведах, ему было дано имя — Нараяна (Тот, чья обитель вода). Кроме этого Изначального Существа тогда не было ничего.

55. Между тем, Принципы также развились из Великой души. О мудрый, обладающий великим интеллектом, выслушай мое перечисление того же самого.

56. Из Пракрити возник Махат (космический Разум), из Махат — три Гуны. Аханкара (космическое эго) возникло оттуда в трех формах согласно трем Гунам1.

57. Сущности, пять элементов, чувства познания и действия тоже возникли тогда.

58-59. О превосходнейший из мудрецов, я перечислил принципы. Все эти принципы, исходящие из Пракрити, неодушевлены. Но не Пуруша. Этих принципов двадцать четыре2. Вишну, Пуруша, принял все это по воле Шивы и начал свой сон в Брахмане.

1 Эго (Аханкара) тройственно согласно качествам Саттвы, Раджаса и Тамаса. В настоящем перечислении оно считается за единицу.

2 Группа из 24 таттв включает в себя интеллект (Буддхи), эго (Аханкара), манас (ум), пять элементов (бхуты), пять тонких элементов (танматры), пять чувств действия (кармендрии) и пять чувств знания (джнанендрии) и непроявленное Пракрити ( т. е . Прадхана). Пуруша стоит отдельно от Таттв. Перечисление следует системе санкхьи.

Источник: Шива пурана (издание: 1950 г.)
Перевод с санскрита: Дж. Л. Шастри
Перевод с английского: Татьяна Славинская
Иллюстрации: Раджеш Нагулаконда (Rajesh Nagulakonda)

Смотрите также:

Поделитесь страницей

Присоединяйтесь к нам

Написать комментарий

Оставьте комментарий

© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.