База знаний
Статьи
© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.
Махадев
Сайт об индуизме и ведических знаниях
Это описание процесса творения из 27 и 28 глав Брихаддхарма пураны. Текст наполнен символизмом и образами в попытке передать происходящие процессы.
Брихаддхарма Пурана (санскрит: बृहद्धर्म पुराण) — индуистский религиозный текст, который считается последним из 18 Упапуран. Ряд современных ученых полагают, что этот текст был написан в Бенгалии. По мнению современного ученого Раджендры Чандры Хазры, этот текст был составлен во второй половине XIII века.
Вьяса сказал: «Однажды эти самые вопросы задал Муни по имени Джаймини своему наставнику Шуке, который рассказал следующее:
Вначале не было ничего, кроме пространства, и пространство было наполнено тьмой. Не было ни Солнца, ни Луны, ни других планет, ни звезд. Движимых и недвижимых объектов не было. Существовали только Природа (Пракрити) и Дух (Пуруша).
Со временем Дух проявил стремление к творению, и, соприкоснувшись с Природой, разделил Себя на три части. Эти три части приняли три качества Природы, а именно : гармонию(сатва) подвижность (раджас) и инерцию (тамас). Богиня Природа, чтобы помочь им, приняла форму ПарамаБрахмы и создала прежде всего воду. Она также добавила к ней расу (Вкус. Говорят, что все вкусы произошли от воды). Затем она приняла мужской облик и поселилась на поверхности воды.
Эта форма называлась Нараяна, потому что «Нара» означает воду, а «аяна» означает место (Нараяна = тот, чьим местом или местом жительства является вода).
После этого Природа снабдила три формы появившиеся от Пуруши телами, но им негде было жить, и они в беспокойстве принялись плавать по воде.
Затем они услышали голос в пространстве, который посоветовал им практиковать Тапасью (аскезу). В это время вода остановилась, и три формы сосредоточились и начали совершать аскезу.
Увидев это, Богиня Природа захотела испытать их и, приняв форму безжизненного тела, поплыла по воде. Это тело находилось на поздней стадии разложения, и было полно личинок, с него отваливались волосы и плоть.
Это тело сначала поплыло к саттвичному существу, которое с явным отвращением повернуло лицо к Востоку. Тело поплыло на восток, и после этого он повернулся лицом к северу. И тело пришло на Север, а он отвернулся от него на Запад. Увидев тело, следовавшее за ним на западе, он повернул лицо на юг. Когда тело снова всплыло и расположилось перед ним, он приготовился бежать, и тело покинуло его.
Его четыре лица стали постоянными, и с тех пор он был известен как Брахма. Богиня Природа добавила раджасические качества к его саттвичной природе и, придав ему красный цвет лица, сделала его создателем вселенной.
Затем она снова приняла форму безжизненного тела, как указано выше, и приблизилась к раджасическому существу. Он был взволнован умом и, наделенный тысячей рук, глаз и ног, распространился по десяти сторонам света; и поэтому получил имя Вишну. Он закрыл глаза и уснул на воде. Богиня Природа после этого добавила саттвические качества к его раджасическим качествам и, придав ему белый цвет лица, сделала его защитником вселенной.
Затем, снова приняв форму безжизненного тела, она подошла к тамасичному существу, но не смогла помешать ему в его медитации и созерцательности. Она создала ветер, который донес неприятный запах до его ноздрей. Когда это было сделано, он очнулся от медитации, и его взгляд упал на отвратительное тело, касавшееся его бедра. Он поймал его руками и, сев ему на грудь, снова начал медитацию.
Найдя его таким спокойным и собранным, богиня дала ему имя Шива и отдала себя под его защиту. Она соединилась с ним и, таким образом, стала источником будущего творения. Она дала Шиве саттвические и раджасические качества в дополнение к его тамасическим качествам и крепкую форму.
Работа созидания и защиты может выполняться только с одним качеством для каждого, но все три качества должны быть объединены вместе с целью выполнения работы разрушения. Именно по этой причине Шива наделен всеми качествами и имеет три цвета лица: синий, красный и белый.
Тем временем Брахма и Вишну почувствовали отсутствие Богини (Природы) и бродили в поисках её. Увидев их беспокойство, она пришла к ним навстречу. Они, радушно приняв её, спросили, почему она оставила их и обняла одного Шиву.
Природа сказала: «Мои три качества, а именно, Саттва (гармония), Раджас (подвижность) и Тамас (инерция), являются создателями этой Вселенной. Они также являются его хранителями и разрушителями. Вы также проявились здесь. Поэтому не думай, что я вас покинула.
Вы трое приняли формы в соответствии с качествами, которые в вас преобладают, и мне также придется принимать разные формы, чтобы быть с вами и помогать вам. Соответственно, я разделю себя на пять частей.
Теперь пусть Брахма займётся Работой созидания, а Вишну — заботой о поддержании. Шива возьмет на себя обязанность преобразования. Пусть Брахма создаст все движимые и неподвижные объекты, а мы с Шивой придадим им мужские и женские формы. Я разовьюсь в женской форме, а Шива примет мужскую форму. Я также проявлюсь как Ганга, Дурга, Савитри, Лакшми и Сарасвати и буду вашей помощницей в той или иной из этих форм».
Затем Вишну, пребывая в равновесии в своем саттвическом качестве, уснул на водах, и со временем из его пупка вырос цветок лотоса. Брахма, странствующий по воде с острым желанием сотворить вселенную, приблизился и сел на лотос. Там он сначала создал время и разделил его на небольшие измеримые периоды.
Со временем Брахма сотворил:
Затем он сделал Кшити (землю) обителью запахов, Ап (воду) — вкусов, Теджа (огонь) — форм, Маруту (воздух) — осязания и Вьому (эфир) — звуков.
Затем Панчабхута стала материалом для тел, а Панчатанматра — материалом для чувств.
Вишну обитает в телах как Джива (душа) и пронизан Природой в форме Эго.
Природа бывает трёх видов, а именно Видья и два вида Авидья. Видья – это источник пяти объектов, называемых запахом, вкусом, формой, осязанием и звуком.
Две авидьи — это Майя и Парама (бытие в своей сути и первозданности, источник или эссенция души). Майя — это всепроникающая Шакти Парамы и Дживы. Хотя Джива — это сам Вишну, он не может видеть Параму, покрытую Майей. Он может сделать это, выполняя Тапасью (аскезу) и тем самым обретая знание истины, а через него и душевное спокойствие.
После этого Брахма создал десять сыновей силой своей мысли, этими сыновьями были: Васиштха, Атри, Ангира, Пуластья, Пулаха, Крату, Бхригу, Дакша, Нарада, Кардама.
Когда эти сыновья появились на свет, они спросили своего отца, для чего они были созданы, и отец ответил: «Развивайтесь и умножайтесь». Однако они заявили о своей неспособности сделать это и погрузились в глубокую медитацию.
Тогда Брахма разделил свое тело на две части, и левая половина превратилась в красивую девушку, ей было дано имя Шатарупа, а правая половина — в мужчину которому было дано имя Саямбхува Ману.
Брахма также произвёл из своего сердца бога любви; и благодаря посредничеству этого бога влечение в паре возросло, и творение начало увеличиваться. Саямбхува Ману и Шатарупа стали родителями двух сыновей, а именно Приявраты и Уттанапады, и трёх дочерей, а именно Акути, Девахути и Прасути.
В это время Вишну принял облик вепря и извлек из глубин воды землю для обитания нового творения.
Саямбхува Ману выдал Акути замуж за Ручи, Девахути за Кардаму и Прасути за Дакшу.
Кардама и Девахути стали родителями многих сыновей, а Ручи и Акути — многих дочерей, среди которых была Арундхати — жена Васиштхи.
Дакша и Прасути также стали родителями многих дочерей. Они отдали свою дочь Сваху замуж за бога Агни, Сати стала женой Шанкары (Шивы), а Адити, Дити, Дану, Каштха, Аришта, Шураса, Тими, Муни, Кродхавасу, Тамру, Винату, Кадру и Бханумати стали жёнами Кашьяпы.
Адити родила Сурью (солнце), а Сурья породил Ману, который стал прородителем великой и святой Сурьявамши (солнечной династии).
Дити родила Дайтьев, Дану — Данавов, Каштху — лошадей и их виды, Аришту — деревья и их виды, Шурасу — пятикогтевых животных, Тими — акул, рыб и других водных животных, а Муни — коров, буйволов и подобных животных.
Анасуя, жена Атри, родила Датту, Дурвасу и Чандру (луну). Чандра родил Вудху, который породил Пурураву , а Пурурава стал прародителем святой Чандравамшы (лунной династии).
После этого в уме Брахмы родилась ещё одна дочь, и её звали Сандхья. Её невероятная красота наполнила разум Брахмы жаждой уничтожения, и он немедленно разделил её на три части, а именно: Утро, Полдень и Вечер, а затем оставил свое тело, которое превратилось в иней. Затем Брахма принял новое тело и сильно разгневался на бога любви и желания за то, что тот вызвал в нем желание.
Этот гнев породил ужасное, но великолепное существо по имени Махарудра, которому было суждено уничтожить бога любви и желания. Цвет его лица был красным и синим, и у него было три глаза. У него были длинные, спутанные и всклокоченные волосы на голове, и, судя по его виду, казалось, он намеревался поглотить весь мир.
Брахма заметил, что одно время у Махарудры было пять лиц, а другое — четыре, три, два или одно по его усмотрению. Он яростно закатывал глаза и тяжело дышал, бесцельно направляясь то в одну, то в другую сторону с криком: «уничтожь». Брахма испугался и разрезал его на одиннадцать частей, каждая из которых превратилась в Рудру.
Обнаружив, что эти одиннадцать Рудр столь же стремятся уничтожить творение, как и Махарудра, Брахма наполнился страхом и, позвав Дакшу, сказал: «Сын мой, это твои братья. Возьмите их под свою ответственность и контроль. Смотри, чтобы они не сожрали меня». Дакша, заботясь о благополучии своего отца, применил к ним свою силу йоги и контролировал их.
Брахма избавился от своего гнева. Приведенный выше случай показывает, что гнев вредит человеку, который дает ему приют, и поэтому его следует избегать.
Беспокойство, вызванное в уме Брахмы страхом перед Рудрами, породило тысячи якшей (духи природы), ракшасов (демоны боли) и гандхарвов.
Так Брахма создал творение, а Вишну начал его поддерживать.
Источник: Брихаддхарма Пурана, издание 1915 год
Перевод: Шьяма Чаран Банерджи
Перевод с английского: Татьяна Славинская
Смотрите также:
Присоединяйтесь к нам
Написать комментарий
© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.