Махадев
Сайт об индуизме и ведических знаниях

Богиня Шакти – сила и энергия Бога. Шива и Шакти. 5 аспектов

Шакти сила и энергия Бога

В рамках индуизма Шакти (санскр. शक्ति [śakti] — мощь, сила) — это энергия или сила Бога, которая символически описывается, как его жена (в тантризме, шиваизме и шактизме Она — жена бога Шивы). Или Богиня давшая начало всему творению (Божественная Мать всего сущего), аспектами которой являются все богини или дэви (например Лакшми — сила Вишну, Сарасвати — сила Брахмы и т. д.).

На санскрите Шакти пишется शक्ति [śakti], в английской транскрипции [shakti]. В древнем санскрите ударение падает на последний слог [shaktí], в современном — на первый [shákti].

Шакти – это динамический аспект творения. Она представляет мощь, энергию, движение, трансформацию и связанные с ними силы. У неё есть множество аспектов, форм и имён.

Значение и этимология

Значение

Слово «шакти», как и большинство слов санскрита, имеет множество значений:

В Ригведе (древнейший текст Индии, середины II тысячелетия до н. э. ):

  • Помощь, содействие, дар;
  • Копьё, стрела, жезл.

В Махабхарате (эпико-религиозный текст III века до н. э.)

  • Энергия, сила, власть;
  • Способность, возможность;
  • Эффективность, средство;
  • Сила или значение слова (связь слова с его значением);
  • Сила воздействия чьего-то поступка, как примера;
  • Могущество и сила слова из священного текста или мантры
  • Творческая сила или воображение поэта.

Этимология

Санскритское слово «шакти» происходит от глагола шак [śak], который имеет несколько значений: «быть сильным», «быть могущественным», «быть компетентным», «проявлять власть над другими», «помогать», «содействовать».

Другое объяснение слова «шакти» (शक्ति): слог «Ша» означает благополучие или процветание, а «кти» — доблесть. Следовательно, Шакти означает ту, которая является воплощением процветания и доблести, или ту, которая дарует процветание и доблесть.

Пять сверхъестественных сил Шакти

Существует множество аспектов, форм и имен Шакти. В творении она разделяет себя сама, или по воле Шивы, на три основных аспекта:

1. ПараШакти (трансцендентная энергия),
2. АпараШакти (имманентная энергия)
3. ПараАпараШакти (промежуточная энергия).

В текстах шиваизма мы также находим упоминание о пяти сверхъестественных Силах, пробуждаемых в себе Шивой.

Считается, что их перемещение, комбинация, сокрытие и проявление ответственны за способность воспроизведения, многообразие и двойственность существ и объектов, а также их форм и образов в проявленных мирах. Пять аспектов Силы, проявленных Шивой, таковы:

1. Чит или сила сознания
2. Ананда или сила сознания блаженства
3. Иччха, сила желания или воли
4. Крийя – сила действия
5. Гьяна или сила знания

Шива высвобождает эти пять сил в начале творения и впитывает их обратно в себя во время распада. В период проявленного существования Мироздания он использует эти энергии для целей творения, сохранения, разрушения или преобразования, сокрытия и проявления.

В йоге выделяют 6 аспектов энергии Шакти.

1. ПараШакти – Высшая Сила, пронизывающая всю Вселенную.
2. Джняна Ш. – Сила истинной мудрости и интеллекта
3. Иччха Ш.– Сила воли
4. Крия Ш.– Сила проявления и действия
5. Кундалини Ш.– Сила, заложенная природой
6. Мантра Ш.– Сила мантры, которую можно использовать, чтобы вызвать и развить в себе способности и характеристики других пяти типов Энергии или Силы.

Проявление Высшего и Нижнего миров посредством Божественной Силы

Майя-Ш. — это скрывающая сила Шивы. Шива использует этот аспект своей энергии, чтобы скрыть или раскрыть свои силы. В зависимости от того, в какой степени эти силы раскрыты или сокрыты, устанавливается мировой порядок или божественный порядок.

Шакти также известна как Мула-Пракрити или первичная энергия. В творении эта первичная энергия делится на 36 таттв или принципов, некоторые из которых чисты, а некоторые нечисты.

При создании высших миров и их существ (адхикара-муктас) Шива использует пять чистых таттв. Он также проявляет себя полностью или почти полностью, не скрывая своего высшего состояния. Пять чистых таттв — это Шива-таттва, Шакти-таттва, Садашива-таттва, Ишвара-таттва и шуддха-видья-таттва. В этих планах Шива и его Шакти неразделимы и почти неразличимы.

Это планы сверхъестественных богов (энергий), чьё сознание и воля работают вместе в совершенной гармонии, производя мгновенные результаты по простой воле. В этих мирах Майя (сила иллюзии) чиста, несущественна и неэффективна.

В нижних мирах или планах различие между Шивой и его Шакти становится более выраженным. В грубых существах с физическими телами и грубыми объектами мы находим наконец достигнутую цель творения.

По мере того как Шива проявляет себя на этих планах через свою силу или энергию, мы видим постепенное удаление или сокрытие своих сверхъестественных сил и своего высшего состояния.

В этих мирах он использует нечистые таттвы для создания уз или нечистот в существах и подчиняет их посредство Майи целям творения. Хотя эти существа такие же, как Шива в своем истинном состоянии, из-за нечистот они испытывают ограничения каалы (времени), видьи (знания), раги (эмоций), нияти (пространства) и калы (способностей и навыков). Из-за невежества, вытекающего из этих ограничений,

В этих мирах Шива и Шакти действуют асинхронно, почти как независимые сущности, хотя на самом деле они одно и то же. Сознание Шивы уходит на задний план, в то время как сознание ложного эго берет на себя контроль.

Духовные и психические силы остаются бездействующими, в то время как эго занято использованием физических, умственных и чувственных сил тела. Поэтому все, что душа (джива) пожелает или захочет, не будет проявлено легко или будет проявлено довольно неуклюже, неполно или неожиданно.

Ограничение времени создает разрыв между намерением и проявлением. Ограниченность знаний создает разрыв между знанием и становлением. Ограниченность раги порождает конфликт страстей. Ограниченность пространства создает трудности в передвижении.

Согласно вира-шиваизму, ПарамаШива, или трансцендентный Шива делит свою энергию на калу (умение) и бхакти (преданность). Кала отвечает за упорядоченное существование (сохранение) миров, тогда как бхакти отвечает за освобождение душ от их нечистот (через разрушение и милость) и их самореализацию.

Шива и Шакти

Вопрос о том, проявляются ли миры Шакти или Шива силой кого либо из них. На самом деле они неделимы. Идея их разделения с нашей точки зрения возникает из-за нашего ограниченного сознания. Даже во время нашей жизни в материальном мире наши энергии не отделены от нас.

То же самое касается и сознания, и энергии, и индивидуальной воли. В высших планах они взаимозаменяемы, поэтому мы видим большое несоответствие между нашими духовными переживаниями и внешней реальностью. Это также объясняет, почему в высших метафизических сферах и тонких планах нашего сознания физические законы нашей Вселенной теряют свою силу.

Создание — это процесс выхода вперед (расширения), а затем удаления (сокращения). Творение начинается с проявления высших и более тонких планов, а затем переходит к проявлению более низких и более грубых нижних планов.

Дживы (души) нижних миров обладают скрытыми в них силами, которые они могут пробудить, чтобы начать свой путь эволюции. Они могут достичь этого посредством духовной практики, удаляясь от мира (самсара), преодолевая свои нечистоты (малы), освобождая себя от своих оков (паса), освобождая свои шакти от пяти ограничений, обсуждавшихся выше, и становясь едиными со своим высшим сознанием в состояние самадхи.

В этом цель всего творения и правила игры, установленные Шивой.

Шакти

Кто такая Шакти по мнению различных филосовских и религиозных течений

Шакти существовала в различных религиозных и духовных традициях на протяжении тысячелетий. В индуизме Она — динамическая сила Шивы, посредством которой он проявляет миры и их бесчисленные объекты и существа.
В буддизме Её называют Тарой, богиней сострадания и милосердия.

В индуистских писаниях Ригведа упоминает Ш как богиню, пронизывающую всё творение. Махабхарата описывает её как «источник всей силы в этой вселенной». В Упанишадах она высшее сознание, «высший источник знания » и «причина всего существования».

В буддийских писаниях Шакти описывается как обладающая сострадательной природой и бесконечной мудростью. Говорят, что ее сила бесконечно более значительна, чем у любого другого существа.

Тантрические тексты, такие как «Хеваджра-тантра» и «Ваджракилайя-тантра», говорят, что раскрытие Её мудрости может принести просветление.

В джайнизме она изображается как великая богиня-воительница по имени Амбика или Амба . Говорят также, что у неё доброжелательный характер и она защищает тех, кто обращается к ней за помощью.

Монотеистические школы шиваизма верят, что Шакти неотделима от Шивы, как тепло от огня, свет от Солнца или отражение от зеркала. Они также верят, что Шива является одновременно действенной и материальной причиной творения. Ш проявляется Шивой только во время творения и сливается с ним в конце творения. Он порождает миры и всех существ посредством своей воли и динамической энергии.

Некоторые традиции в индуизме утверждают, что мир в котором мы живём нереален и реален только Брахман. Монотеистические школы шиваизма отличаются в этом отношении и считают, что миры, а также Шакти, которая играет важную роль в их создании, реальны, потому что, то что истинно (сатьям), чисто (шивам) и совершенно (сундарам) не может создать ничего нереального (асатьям).

Шива, Его Сила, все таттвы, существа и объекты, созданные из них, реальны. Они могут быть непостоянными, но реальными. Существа могут страдать от заблуждения из-за действия сокрытия Шивы, но они являются реальными существами, которые на самом деле испытывают заблуждение не в каком-то состоянии сна, а в своем эгоистически сознательном состоянии.

Дуалистические школы шиваизма утверждают, что Шива и Шакти — отдельные духовные энергии Брахмана (ПарамаШива), хотя в своем чистейшем состоянии они могут иметь одну и ту же сущность. На их взгляд, Шива — это действующая причина, а Шакти — материальная причина. Шива инициирует творение по своей воле, с помощью существующей Шакти или Пракрити, независимой от него, и в их сотрудничестве проявляются 36 таттв и три качества (сатва, раджас, тамас), а через них – вся материальная вселенная.

Последователи шактизма идут ещё дальше и верят, что Шакти — абсолютное существо, мать вселенной, а Шива сам по себе неактивен и статичен. Он становится активным только тогда, когда соединяется с Шакти. Шакти несёт ответственность за всё творение, в то время как Шива остаётся на заднем плане, утвердившись в ней, как сознание-свидетель.

Популярная традиция символизирует уникальные отношения между Шивой и Шакти в форме Ардханаришвары, что означает наполовину женщину, наполовину Бога в его мужском аспекте. Одна половина принадлежит Шиве, а другая половина — Парвати, богине-матери. Это иконографическое изображение Шивы и Шакти как двух отличных друг от друга, но не отделимых энергий.

В Адвайта Веданте Шакти — это божественная женская энергия или сила, которая связана с высшей реальностью, Брахманом. Согласно Адвайта Веданте, Ш — это динамический аспект Брахмана, тогда как Брахман — это статический аспект. Это означает, что Шакти — проявление Брахмана в форме вселенной, и именно через Ш вселенная возникает и существует.

В индуизме Ш часто персонифицируется как богиня Деви, которую почитают как мать Вселенной и источник всего творения. В Адвайта Веданте Шакти также рассматривается как сила, позволяющая проявить индивидуальную душу, или Атман, и отождествить её с высшей реальностью, Брахманом.

В Адвайта Веданте целью духовной практики является осознание единства индивидуальной души с Брахманом, и сила Шакти рассматривается как необходимая для достижения этой реализации.

Мудрец Ади Шанкара писал о том, как энергия Шакти дает нам доступ к высшим состояниям сознания.

Мнение Шанкары о Ш можно найти прежде всего в его комментариях к Прашна Упанишаде, в которой он обсуждает концепцию Пракрити, первичной материальной причины вселенной. В своих комментариях Шанкара объясняет, что Пракрити — это сила Брахмана, ответственная за создание и поддержание вселенной. Пракрити также известна как Майя, или иллюзия двойственности, которая заставляет людей воспринимать мир как отдельный от себя и от Брахмана.

По мнению Шанкары, цель духовной практики — осознать недвойственную природу себя и высшей реальности, а также преодолеть иллюзию двойственности, вызванную майей. Говорят, что эта реализация достигается через достижение самореализации или самопознания (атма-джняна), которое позволяет человеку испытать единство своего «я» с абсолютным «я».

Таким образом, Шакти рассматривается как важная концепция в философии Шанкары, поскольку это сила или энергия, которая позволяет проявлять и творить вселенную, а также является силой, которая может привести к реализации недвойственной природы Вселенной.

Как подключиться к энергии Шакти

На самом деле вы уже едины с Шакти, как и ваша душа всегда едина с Шивой, который является источником вашего высшего Я. Шакти – это ваше тонкое и материальное тело, энергия которая течёт через вас, приводя всё в движение.

Но так бывает, что по разным причинам в нашем теле возникают зажимы, которые мешают энергии свободно течь. От этого могут возникать болезни, травмы, тормозиться дела. Основной способ войти в гармонию с энергией Шакти — позволить своим чувствам быть свободными, отпустить ситуацию, ощутить все зажимы, расслабиться и дать энергии течь.

Попробуйте несколько раз проделать такое упражнение: идите какое-то время без цели, слушая только своё тело, обращайте внимание, как напрягаются и расслабляются ваши мышцы, как вы дышите, как ветер касается вашей кожи, чувствуйте землю, тепло Солнца, смотрите на растения и животных вокруг вас. Таким образом, вы активируете свою связь с Матерью-Землей. Другими словами, почувствуйте природу.

Кроме того, есть ещё много способов раскрыть энергию Шакти:

• Пишите и рисуйте: эти занятия активизируют связь с вашим внутренним «я».

• Примите длительную и приятную ванну: это поможет устранить внутреннюю тяжесть, снять тяжёлые эмоции, чувства и уравновесить ваши энергии.

• Танцуйте, соединитесь со своей творческой энергией.

• Подключитесь к своему телу: тело говорит через позу и симптомы. Научитесь его слушать. Обратитесь к психосоматике.

• Почувствуйте эмоции и поговорите о них, если возможно, с психотерапевтом.

• Создавайте моменты покоя и релаксации в безмятежной обстановке.

• Воспользуйтесь возможностью дышать и медитировать.

• Делайте то, благодаря чему чувствуете себя счастливыми.

• Пробудите, выровняйте, исцелите и сбалансируйте свои чакры.

• Займитесь духовной практикой: это может быть йога, медитация, дыхательные упражнения. Подготовьте ваше тело, к тому, чтобы ваша душа могла полностью расцвести в вас, как лотос..

• Сделайте перерыв: понаблюдайте, что происходит в вашей жизни, а что нет, что у вас было и есть, без усилий. Посмотрите, какая часть того, что вы называете случайностью, является не чем иным, как рекой, следующей своим курсом к единству, к более широкому взгляду.

• Поддерживайте сбалансированную диету: чтобы избежать токсинов и сохранить энергию. Чем более мы чувствительны, тем больше опыта мы усваиваем. Обогатите вашу пищу: фруктами, овощами, бобовыми, семенами, ростками.

• Ежедневно контактируйте с природой.

• Будьте гибкими: сила бесполезна без гибкости. Не сопротивляйтесь, а примите происходящее, тогда к вам придёт и решение.

Объединение с Шакти означает осознание разделения и возвращение к единству. Будучи детьми, мы чувствовали единство с другими людьми и с миром, но по мере взросления, интеллект и окружающая культура показали нам, что есть вещи правильные, а есть плохие; мы видели страдания, которые противоречили нашей врожденной радости.

Другими словами, осознавая себя и других, мы также наблюдаем различия, конфликты и опасности. То, что мы увидели, было не идеально, мы испугались и потеряли уверенность. Мы начали верить, что проблемы и решения, несчастье и счастье — все находится снаружи.

Великая задача состоит в том, чтобы пройти через человеческий опыт и восстановить естественное и радостное течение того времени, когда мы были детьми. Возобновлённое объединение с этой энергией, создаёт мощное состояние текучести. Мы едины со Вселенной.

Такое расширение сознания достигается без принуждения, отпуская мысль о том, что все происходит только благодаря нашим усилиям, а ощущение, что «все зависит от меня», только делает нас еще более утомлёнными и контролирующими.

Вместо этого Шакти действует с помощью гибкости, освобождения и расслабления. Из этого пространства появляются соответствующие ответы, мы расширяем наше творчество, достижение целей и нашу способность любить.

Шакти – это энергия, которая дышит внутри вас. Она движется сквозь вас и творит в каждой клетке вашего тела. Шива и Шакти подобны огню и теплу, сердцу и его биению, Солнцу и свету – неразделимы, но уникальны сами по себе. Они присутствуют во всех проявленных и абсолютных аспектах существования.

Ниже приведен список показателей того, что Шакти гармонична и сбалансирована в вас, в теле, уме и духе:

• Вы полны сил и энергии

• У вас ясный ум

• Вам интересна жизнь и познание

• у вас хорошая память

• У вас есть способность глубоко расслабляться

• Вы справляетесь со стрессом стойко и мужественно

• Вы способны радоваться и благодарить

• Ваши глаза ясные и яркие

• У вас есть возможность сделать полный вдох

• Вы можете легко переваривать пищу и жизненный опыт

• У вас есть способность выводить токсины из тела и разума.

Формы и аспекты

В индуизме Шакти известна как Деви или Шакти Мата, которую представляют многие богини, такие как Кали (богиня творения), Дурга (богиня мужества), Парвати (богиня плодородия), Сарасвати (богиня знаний) и Лакшми (богиня богатства). Каждая богиня символизирует и воплощает разные аспекты Шакти, представляя её творческую силу и потенциал.

Согласно индуистской традиции, Шакти возникает из вечного, высшего существа, известного как Брахман, и является источником всего творения и существования. Она — воплощение жизненной силы, энергии, которая оживляет и поддерживает все живые существа. Шакти часто изображается как женский аналог Шивы, и во многих индуистских традициях ей поклоняются как богине-матери.

Шакти изображается как источник всей силы и почитается как источник всей жизни и энергии во вселенной. Считается, что она является источником всех благ, и ей поклоняются как матери всех живых существ.

Шакти также связана с концепцией Майи, которая представляет иллюзорную природу материального мира. Считается, что она является источником завесы иллюзий, скрывающей высшую истину Вселенной.

Кроме того, Шакти почитается как защитница и хранительница жизни и рассматривается как воплощение божественной женской энергии, пронизывающей вселенную.

Шакти не имеет конкретной физической формы, но чтобы показать её качества, Шакти изображают в виде богинь, которые олицетворяют её различные аспекты.

Парвати: Дочь гор. Богиня любви, преданности, брака, плодородия, детей, красоты, силы и власти. Этот аспект наиболее похож на Шакти. Она – Божественная Мать. Каждый из Её аспектов выражается разными именами, что дает Ей более сотни имен в региональных индуистских преданиях. Она изображена с двумя руками и держит в правой руке синий лотос. Парвати считается спокойным аспектом Шакти. Она — свет во тьме. Она — восстанавливающая энергия и сила Шивы. Обычно её изображают с Шивой и их детьми. У нее трое детей Ганеша, Картия и Ашоксундари.

Дурга: её имя на санскрите означает «Та, кто непостижима или труднодоступна». Дурга — воин, защитница, обычно изображаемая в красном сари. Красный символизирует действие, уничтожение зла и защиту человечества. Её почти всегда сопровождает, тигр или лев. Тигр символизирует неограниченную власть. Дурга верхом на тигре указывает на то, что Она обладает неограниченной силой и использует её для защиты добра и уничтожения зла. Её основная функция — сохранять моральный порядок и праведность, уничтожая негативные аспекты человеческой природы, такие как эгоизм, зависть, предрассудки, ненависть, гнев и эго.

Кали: в случаях, когда Дурга сталкивается с демоном, которого трудно уничтожить, несмотря на множество попыток, Она синеет от ярости, и из Ее третьего глаза выходит Богиня Кали. Кали — самое ужасающее и свирепое из индуистских божеств, и Она беспощадна по отношению к демонам. Обычно её изображают синей или черной, с ожерельем из черепов и с головой демона в одной из рук. Чаще всего её изображают с четырьмя руками. Одна рука держит Ее оружие, ятаган, другая держит голову демона за волосы, Ее третья рука широко раскрыта, посылая благословения, а в Ее четвертой руке другое оружие, обычно копье или трезубец. Обычно ее изображают стоящей на Своем супруге Шиве, как символ того, что только Шива способен Её контролировать.

Мантры

Мантры на санскрите используют вибрации вызванные силой звука для увеличения духовной энергии. Повторение (вслух или мысленно) мантр Шакти — это практика, которая приносит огромную пользу ищущему просветления.

Непрерывная практика мантры приносит положительную энергию, которая течет в уме, тем самым порождая чистые мысли и делая чистым пространство вокруг.

Повторяя эти мантры с искренним сердцем, душа возвышается, и ищущий может погрузиться глубоко внутрь себя. Это мощные мантры для привлечения бесконечной божественной энергии и силы. Повторение мантры также поможет вам очистить свои энергетические пути и достичь желаемого успеха!

Мантра Ади Шакти

आदि शक्ति, आदि शक्ति, आदि शक्ति, नमो नमो
सरब शक्ति, सरब शक्ति, सरब शक्ति, नमो नमो
प्रीतम भगवती, प्रीतम भगवती, प्रीतम भगवती, नमो नमो
कुंडलिनी माता शक्ति, माता शक्ति, नमो नमो

ādi śakti, ādi śakti, ādi śakti, namō namō
sarab śakti, sarab śakti, sarab śakti, namō namō
prītam bhagvatī, prītam bhagvatī, prītam bhagvatī, namō namō
kuṇḍalinī mātā śakti, mātā śakti, namō namō

Значение мантры:
Я склоняюсь перед Тобой — изначальная сила всего творения
Я склоняюсь перед Тобой — всеобъемлющая сила Бога
Я склоняюсь перед Тобой — сила с помощью которой Бог творит
Я склоняюсь перед Тобой — божественная мать всего мира, суть энергии Кундалини.

Мантра благополучия

ॐ सर्वमंगल मांगल्ये शिवे सर्वार्थ साधिके।
शरण्ये त्र्यंबके गौरी नारायणि नमोऽस्तुते।।

Ом Сарвамангала Мангалье Шиве Сарватха Садике
Шаранье Трьямбаке Гаури Нараяни Намостуте

Мои приветствия Тебе, Той кто дарует все виды счастья, Той кто исполняет желания каждого, в ком находят прибежище, у которой три глаза, что видят прошлое, настоящее, будущее, Ты — Сила Шивы, Ты — Сила Нараяны, Ты источник всех форм.

Автор статьи: Татьяна Славинская

Смотрите также:

Поделитесь страницей

Присоединяйтесь к нам

Написать комментарий

3 комментария для “Богиня Шакти – сила и энергия Бога. Шива и Шакти. 5 аспектов”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.