Махадев

Сайт об индуизме и ведических знаниях

Главная > Шива > Аватары Шивы

Аватары Шивы

Шива принял множество воплощений, говорится в священных текстах, таких как Шива Махапурана, Курма Пурана. Но прежде чем мы перейдём к ним, предлагаю сначала рассмотреть, что такое аватар с точки зрения индуизма и шиваизма в частности.  Учение о воплощении (Аватар) — одно из самых широко распространённых верований индуизма. Вопрос, который чаще всего многие задают, узнав о множестве воплощений Вишну в вайшнавской теологии, заключается в том, существуют ли такие же аватары Шивы, и если нет, то почему?

Ответ на этот вопрос довольно сложен технически, а также он может зависеть от того, кто отвечает — будь то «обычный» индуист, говорящий с точки зрения смартизма, или индуист-шиваит, говорящий с точки зрения шиваизма. Представленные ниже точки зрения принадлежат к шиваитским школам мысли.

Аватары Шивы

Что такое аватар или воплощение?

Санскритский термин аватара (происходит от ава + тарати), что буквально означает «нисхождение» или «пересечение/спуск».

Учение об Аватаре можно в общих чертах охарактеризовать как веру в то, что время от времени Бог специально спускается вниз или принимает рождение в определенной форме, обычно человеческой, для достижения намеченной цели, а затем покидает эту форму после выполнения своих задач.

Это учение является неотъемлемой частью вайшнавской веры, в которой рассматриваются различные типы и степени Аватаров. Самыми известными аватарами в вайшнавизме, несомненно, являются Рама и Кришна.

Учение об Аватарах восходит к тантрическим текстам вайшнавизма, называемым Панчаратра Агамами, в которых подробно описываются пять форм Бога, включая форму Аватара, которая называется Вибхава Рупа (форма силы или великодушия).

Это раннее учение последователей системы Панчаратра было резюмировано в разделе Нараяния Шантипарвы (книга 12) эпоса Махабхарата. После Махабхараты учение об Аватарах получило дальнейшее структурирование в составе Пуран.

Это основа теории воплощения, известной сегодня в индуизме, которая является вайшнавской по происхождению, но также принята смартами с некоторыми философскими изменениями.

Взгляд на аватары в агамическом шиваизме

С точки зрения Шива-шасаны (агамического шиваизма) у Бога нет Аватар (воплощений).

Что мы подразумеваем здесь под Аватаром (воплощением)?
Аватар или воплощение означает идею о том, что Бог рождается в определенной семье, выполняет намеченную цель, а затем отказывается от этой формы – такого рода учения отсутствуют в шиваизме и Шайва-агамах.

А как насчет всех случаев во вторичной литературе — Пуранах и Итихасах — где Шива появляется в той или иной форме: эти легенды полностью отвергнуты шиваитами?
Нет, эти легенды не отвергаются шиваитами, а рассматриваются в перспективе. Эти различные проявления Шивы в мистических видениях, в различных легендах, рассказах, Итихасах, Пуранах и т. д. называются формами или проявлениями (не Аватары или воплощения) и технически называются Махешвара Мурти (формы Великого Господа).

Фактически, агамический шиваизм признает 64 из этих мурти Махешвара и считает 25 из них основными. Эти формы, однако, не следует называть аватарами.

«Аватар» в агамическом шиваизме

В шиваизме можно обнаружить, что термин аватара (то есть «схождение») имеет совершенно другое значение. Воплощение (схождение) в шиваизме происходит не от формы Бога, а от знания Бога.

Некоторые из самых ранних Шайва-агам начинаются с глав, которые называются Тантра-Аватара Патала (Глава о происхождении тантр). Самая известная из них происходит из первого текста Агамы шиваизма, Камика-Агама Махатантры, в котором объясняется, что только Шива является источником всех знаний — ведических, агамических, философских, светских и даже еретических.

Поскольку все знания считаются происходящими от Самого Шивы, Шива-Дакшинамурти является изначальным Учителем, Гуру всех гуру.

Нет ничего выше Гуру, ничего выше Гуру, ничего выше Гуру, ничего выше Гуру. Шива — Гуру. Шива — Гуру. Шива — Гуру. Шива — Гуру. (Сиддха Сиддханта Паддхати V:63)

Таким образом, любой человеческий Гуру или Сиддха, который полностью осознал и в совершенстве воплощает в себе божественное знание Шивы, отождествляется с Самим Шивой.

Вот почему мы находим самых известных мудрецов, сиддхов и садгуру, таких как Даттатрея, Дурваса, Агастья, Лакулиш и Горакшанатх, отождествляемых с Шивой.

Точно так же самые известные из шивачарьев кашмирского и тамильского шиваизма, Абхинавагупта и Маниккавачагар соответственно, также были названы Шивой в человеческом обличии, потому что они были полностью поглощены знанием Шивы. Вполне возможно, что Ади Шанкарачарья изначально отождествлялся с Шивой его последователями (смартами) по той же самой причине.

Аватары в Линга-пуране и пашупатизме

Отождествление истинного гуру (Сатгуру) с Шивой — очень старая традиция, восходящая к древней религии Пашупата. Примерно в первом веке нашей эры религия пашупатов была реформирована великим мастером-йогом Лакулишей и стала называться системой Лакулиша-пашупата.

Одним из ключевых верований Лакулиша-пашупатов было то, что в каждую двапара-югу и кали-югу возникает великий гуру человечества, который настолько полно воплощает в себе божественное знание Шивы, что его следует считать истинным воплощением Шивы.

На самом деле, Линга Пурана перечисляет 28 Веда Вьяс и 28 Йогешвар, которые были до сих пор. Эта теория, хотя и хорошо известная, не была унаследована агамическим шиваизмом и не является общепринятой, за исключением, возможно, интерпретации, согласно которой полностью реализованные гуру могут быть приравнены к Самому Шиве, но не как особые нисхождения Бога.

Аватары Шивы

Далее мы рассмотрим воплощения или аватары Шивы перечисленные в Шива Махапуране.

5 воплощений Брахмана

Воплощения Шивы

Садйоджата

Махадев принял первое воплощение в кальпе, называемой Шветалохита. Когда Брахма был в глубокой медитации проявился Господь Шива, он белого цвета. Этим воплощением Шива благословил Господа Брахму инициировать процесс «Шришти» (Творение). Брахма назвал его Садйоджата. Слово Садйоджата означает «То, что поднимается повсюду, а также то, что заставляет всё подниматься». Это, в свою очередь, означает то, что «порождает всё из Себя»

Вамадева

Господь Шива принял воплощение Господа Вамадева во время кальпы, называемой Ракта. Он красного цвета, с красными глазами, одетый в красные одежды и украшенный красными гирляндами. Воплощение Вамадевы даровало Брахме знание и творческие силы и проявление в Творении принципа сохранения и исцеления.

Тат Пуруша

В Питаваса кальпе Брахма находился в глубокой медитации. В это время проявился Господь Шива в желтой одежде, желтом тюрбане, украшенный священным шнуром и с желтой гирляндой и ярко сияющий. Его назвали Тат Пуруша или Махешвара. Слово «Тат» означает Параматма. В целом Тат пуруша означает проявленную форму Брахмана (Брахман с атрибутами).

Агхора

В кальпе Прадхритта, когда все было окружено тьмой, Брахма хотел начать творение, и Шива как Агхора с темным цветом лица проявился перед Брахмой. На нём были чёрные одежды, чёрная корона, чёрный священный шнур. Он благословил Брахму начать творение после пралайи. Агхора обеспечивает справедливость и соблюдение законов Творения.

Ишана

В Вишварупа кальпе Господь Ишана проявился после богини Вишварупа Сарасвати, Он был подобен чистому кристаллу и украшен всеми украшениями. Брахма приветствовал Господа Ишану, Который проникает повсюду и не имеет формы. Ишана происходит от слова «Ишвара», которое представляет собой комбинацию «Иша» и «Айшвария». Следовательно, эта форма Шивы представляет его как владыку или Ишану всех четырнадцати миров. 

Эти пять форм необходимы для нашего существования, продолжения, трансформации, очищения и освобождения.

Восемь воплощений Шивы

8 форм (воплощений) Шивы которые осуществляют всю деятельность Вселенной.

Шарва как земля – форма Господа Шивы, состоящая из земли, содержащей всю вселенную подвижных и неподвижных существ.

Бхава как вода – форма Высшей Души, состоящая из воды, оживляющей весь мир.

Угра как ветер – форма великого владыки Шивы, которая держит внешнюю и внутреннюю вселенную и пульсирует сама по себе.

Бхима как эфир – форма состоящая из небесного свода, который пронизывает всё и дает пространство для всего.

Пашупати как душа – форма которая является опорой индивидуальных душ и, пребывая в каждой, разрывает окружающие их узы.

Ишана как Солнце – форма Шивы освещая всю вселенную в форме Солнца движется по небу.

Махадева как Луна – форма которая укрепляет и насыщает вселенную нектароподобными лучами Луны.

Рудра как огонь – форма Шивы, Атман – великая душа, более всепроникающая, чем другие формы. Вселенная пронизана этой формой.

Здесь будет продолжение статьи…

Автор статьи: Татьяна Славинская

Используемые источники:
Шива Махапурана
Линга Махапурана
shivadarshana.blogspot.com

Написать комментарий

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Посмотреть все комментарии
0