Махадев
Сайт об индуизме и ведических знаниях

Главная > Шива > Аватары Шивы

Аватары Шивы

Шива принял множество воплощений, говорится в священных текстах, таких как Шива Махапурана, Курма Пурана. Но прежде чем мы перейдём к ним, предлагаю сначала рассмотреть, что такое аватар с точки зрения индуизма и шиваизма в частности.  Учение о воплощении (Аватар) — одно из самых широко распространённых верований индуизма. Вопрос, который чаще всего многие задают, узнав о множестве воплощений Вишну в вайшнавской теологии, заключается в том, существуют ли такие же аватары Шивы, и если нет, то почему?

Ответ на этот вопрос довольно сложен технически, а также он может зависеть от того, кто отвечает — будь то «обычный» индуист, говорящий с точки зрения смартизма, или индуист-шиваит, говорящий с точки зрения шиваизма. Представленные ниже точки зрения принадлежат к шиваитским школам мысли.

Аватары Шивы

Что такое аватар или воплощение?

Санскритский термин аватара (происходит от ава + тарати), что буквально означает «нисхождение» или «пересечение/спуск».

Учение об Аватаре можно в общих чертах охарактеризовать как веру в то, что время от времени Бог специально спускается вниз или принимает рождение в определенной форме, обычно человеческой, для достижения намеченной цели, а затем покидает эту форму после выполнения своих задач.

Это учение является неотъемлемой частью вайшнавской веры, в которой рассматриваются различные типы и степени Аватаров. Самыми известными аватарами в вайшнавизме, несомненно, являются Рама и Кришна.

Учение об Аватарах восходит к тантрическим текстам вайшнавизма, называемым Панчаратра Агамами, в которых подробно описываются пять форм Бога, включая форму Аватара, которая называется Вибхава Рупа (форма силы или великодушия).

Это раннее учение последователей системы Панчаратра было резюмировано в разделе Нараяния Шантипарвы (книга 12) эпоса Махабхарата. После Махабхараты учение об Аватарах получило дальнейшее структурирование в составе Пуран.

Это основа теории воплощения, известной сегодня в индуизме, которая является вайшнавской по происхождению, но также принята смартами с некоторыми философскими изменениями.

Взгляд на аватары в агамическом шиваизме

С точки зрения Шива-шасаны (агамического шиваизма) у Бога нет Аватар (воплощений).

Что мы подразумеваем здесь под Аватаром (воплощением)?
Аватар или воплощение означает идею о том, что Бог рождается в определенной семье, выполняет намеченную цель, а затем отказывается от этой формы — такого рода учения отсутствуют в шиваизме и Шайва-агамах.

А как насчет всех случаев во вторичной литературе — Пуранах и Итихасах — где Шива появляется в той или иной форме: эти легенды полностью отвергнуты шиваитами?
Нет, эти легенды не отвергаются шиваитами, а рассматриваются в перспективе. Эти различные проявления Шивы в мистических видениях, в различных легендах, рассказах, Итихасах, Пуранах и т. д. называются формами или проявлениями (не Аватары или воплощения) и технически называются Махешвара Мурти (формы Великого Господа).

Фактически, агамический шиваизм признает 64 из этих мурти Махешвара и считает 25 из них основными. Эти формы, однако, не следует называть аватарами.

«Аватар» в агамическом шиваизме

В шиваизме можно обнаружить, что термин аватара (то есть «схождение») имеет совершенно другое значение. Воплощение (схождение) в шиваизме происходит не от формы Бога, а от знания Бога.

Некоторые из самых ранних Шайва-агам начинаются с глав, которые называются Тантра-Аватара Патала (Глава о происхождении тантр). Самая известная из них происходит из первого текста Агамы шиваизма, Камика-Агама Махатантры, в котором объясняется, что только Шива является источником всех знаний — ведических, агамических, философских, светских и даже еретических.

Поскольку все знания считаются происходящими от Самого Шивы, Шива-Дакшинамурти является изначальным Учителем, Гуру всех гуру.

Нет ничего выше Гуру, ничего выше Гуру, ничего выше Гуру, ничего выше Гуру. Шива — Гуру. Шива — Гуру. Шива — Гуру. Шива — Гуру. (Сиддха Сиддханта Паддхати V:63)

Таким образом, любой человеческий Гуру или Сиддха, который полностью осознал и в совершенстве воплощает в себе божественное знание Шивы, отождествляется с Самим Шивой.

Вот почему мы находим самых известных мудрецов, сиддхов и садгуру, таких как Даттатрея, Дурваса, Агастья, Лакулиш и Горакшанатх, отождествляемых с Шивой.

Точно так же самые известные из шивачарьев кашмирского и тамильского шиваизма, Абхинавагупта и Маниккавачагар соответственно, также были названы Шивой в человеческом обличии, потому что они были полностью поглощены знанием Шивы. Вполне возможно, что Ади Шанкарачарья изначально отождествлялся с Шивой его последователями (смартами) по той же самой причине.

Аватары в Линга-пуране и пашупатизме

Отождествление истинного гуру (Сатгуру) с Шивой — очень старая традиция, восходящая к древней религии Пашупата. Примерно в первом веке нашей эры религия пашупатов была реформирована великим мастером-йогом Лакулишей и стала называться системой Лакулиша-пашупата.

Одним из ключевых верований Лакулиша-пашупатов было то, что в каждую двапара-югу и кали-югу возникает великий гуру человечества, который настолько полно воплощает в себе божественное знание Шивы, что его следует считать истинным воплощением Шивы.

На самом деле, Линга Пурана перечисляет 28 Веда Вьяс и 28 Йогешвар, которые были до сих пор. Эта теория, хотя и хорошо известная, не была унаследована агамическим шиваизмом и не является общепринятой, за исключением, возможно, интерпретации, согласно которой полностью реализованные гуру могут быть приравнены к Самому Шиве, но не как особые нисхождения Бога.

Аватары Шивы

Далее мы рассмотрим воплощения или аватары Шивы перечисленные в Шива Махапуране.

5 воплощений Брахмана

Воплощения Шивы

Садйоджата

Махадев принял первое воплощение в кальпе, называемой Шветалохита. Когда Брахма был в глубокой медитации проявился Господь Шива, он белого цвета. Этим воплощением Шива благословил Господа Брахму инициировать процесс «Шришти» (Творение). Брахма назвал его Садйоджата. Слово Садйоджата означает «То, что поднимается повсюду, а также то, что заставляет всё подниматься». Это, в свою очередь, означает то, что «порождает всё из Себя»

Вамадева

Господь Шива принял воплощение Господа Вамадева во время кальпы, называемой Ракта. Он красного цвета, с красными глазами, одетый в красные одежды и украшенный красными гирляндами. Воплощение Вамадевы даровало Брахме знание и творческие силы и проявление в Творении принципа сохранения и исцеления.

Тат Пуруша

В Питаваса кальпе Брахма находился в глубокой медитации. В это время проявился Господь Шива в желтой одежде, желтом тюрбане, украшенный священным шнуром и с желтой гирляндой и ярко сияющий. Его назвали Тат Пуруша или Махешвара. Слово «Тат» означает Параматма. В целом Тат пуруша означает проявленную форму Брахмана (Брахман с атрибутами).

Агхора

В кальпе Прадхритта, когда все было окружено тьмой, Брахма хотел начать творение, и Шива как Агхора с темным цветом лица проявился перед Брахмой. На нём были чёрные одежды, чёрная корона, чёрный священный шнур. Он благословил Брахму начать творение после пралайи. Агхора обеспечивает справедливость и соблюдение законов Творения.

Ишана

В Вишварупа кальпе Господь Ишана проявился после богини Вишварупа Сарасвати, Он был подобен чистому кристаллу и украшен всеми украшениями. Брахма приветствовал Господа Ишану, Который проникает повсюду и не имеет формы. Ишана происходит от слова «Ишвара», которое представляет собой комбинацию «Иша» и «Айшвария». Следовательно, эта форма Шивы представляет его как владыку или Ишану всех четырнадцати миров. 

Эти пять форм необходимы для нашего существования, продолжения, трансформации, очищения и освобождения.

Восемь воплощений Шивы

8 форм (воплощений) Шивы которые осуществляют всю деятельность Вселенной.

Шарва как земля — форма Господа Шивы, состоящая из земли, содержащей всю вселенную подвижных и неподвижных существ.

Бхава как вода — форма Высшей Души, состоящая из воды, оживляющей весь мир.

Угра как ветер — форма великого владыки Шивы, которая держит внешнюю и внутреннюю вселенную и пульсирует сама по себе.

Бхима как эфир — форма состоящая из небесного свода, который пронизывает всё и дает пространство для всего.

Пашупати как душа — форма которая является опорой индивидуальных душ и, пребывая в каждой, разрывает окружающие их узы.

Ишана как Солнце — форма Шивы освещая всю вселенную в форме Солнца движется по небу.

Махадева как Луна — форма которая укрепляет и насыщает вселенную нектароподобными лучами Луны.

Рудра как огонь — форма Шивы, Атман — великая душа, более всепроникающая, чем другие формы. Вселенная пронизана этой формой.

Ардханаришвара

Ардханаришвара

Ардханаришвара означает «Господь, наполовину женщина». Это форма Шивы наполовину мужчина и наполовину женщина.

Согласно главе 3 раздела 3 Шатарудра-самхиты Шива-пураны, история аватара Господа Шивы Ардханаришара началась после завершения творения мира Господом Брахмой. Сотворив мир, он стал свидетелем того, что не происходит дальнейшее развитие. Всё оставалось точно таким же, как было создано изначально. Количество сотворённых им людей, животных, птиц и других живых существ не увеличивалось. Увидев это, Брахма был очень разочарован и расстроен.

Небесный голос сказал Творцу, чтобы он творил существ парами, и они продолжат процесс творения. Брахма задумался о том, как ему осуществить подобное творение, ведь сам он зародился в лотосе, а его творения получались только мужского пола.
Брахма начал совершать аскезы, в своём сердце, с любовью размышляя о Господе Шиве объединенном с великой Шакти. Затем он совершил великое покаяние.

Удовлетворённый его аскезой Господь Шива предстал перед Брахмой в форме Ардханаришвары. Господь Брахма с почтением склонился перед ним. И Господь Шива сказал (Его голос был подобен грому среди облаков) о том, что он понимает его проблему и даст Брахме то, что он желает. Затем Шива отделил Шакти от своего тела.

Поняв чего не хватало в его творении Брахма вежливо поклонился Шакти и попросил дать ему силу (шакти) создавать женщин, чтобы его творение могло продолжать расти воспроизводя себя. Богиня согласилась на его просьбу и создала шакти равную по силе её самой.

С тех пор в мире проявилась женская природа, и творение смогло развиваться, воспроизводя само себя. Исполнив просьбу Брахмы Шива и Шакти снова объединились в форму Арханаришвара и скрылись.

Ардханаришвара символизирует баланс между мужской и женской энергиями в космосе. Эти две силы неразделимы и дополняют друг друга. Только если они будут работать вместе, будет равновесие.

Здесь будет продолжение статьи…

Автор статьи: Татьяна Славинская

Используемые источники:
Шива Махапурана
Линга Махапурана
shivadarshana.blogspot.com

Написать комментарий

Оставьте комментарий

Мы в соц. сетях

© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.