Махадев
Сайт об индуизме и ведических знаниях

Третий глаз Шивы — символизм и значение

В огромном океане индуизма Господь Шива выступает как загадочная фигура, одновременно олицетворяющая силы созидания, сохранения и разрушения. Третий глаз Шивы, среди его многочисленных атрибутов, занимает особое место в индуистской духовности, символизируя силу проницательности, интуиции и трансцендентной мудрости.

В этой статье мы рассмотрим смысл Третьего глаза Шивы, раскрывая секреты древней мудрости и исследуя его значение в современной духовности. Мы исследуем происхождение концепции третьего глаза в древних индуистских писаниях и её глубокую связь с духовным пробуждением и самореализацией.

Мы также рассмотрим, как Третий Глаз Шивы вдохновлял различные художественные, литературные и философские выражения на протяжении всей истории, проливая свет на его непреходящую актуальность в современных духовных практиках.

Присоединяйтесь, чтобы разгадать тайны третьего глаза и открыть для себя его преобразующую силу в древнем и современном контексте.

Третий глаз Шивы: разгадка древней мудрости и духовных тайн

Третий глаз Шивы представляет собой загадочный и могущественный символ в индуистской философии, воплощающий древнюю мудрость и духовные тайны. Господь Шива, один из главных богов индуизма проявленный аспект Брахмана, он известен как «Разрушитель и Преобразователь» в Тримурти, индуистской троице, в которую входят Брахма-Творец и Вишну-Хранитель.

Третий глаз, расположенный на лбу Шивы, означает его способность разрушать невежество и иллюзии, открывая божественные истины. Считается, что его правый глаз — Солнце, левый глаз — Луна, а третий глаз — Огонь.

В то время как два глаза (Солнце и Луна) указывают на его деятельность в физическом мире, третий глаз (Огонь) выступает как символ мудрости, свободной от «майи» (иллюзии) и двойственности жизни.

Третий глаз смотрит за пределы очевидных событий с ясным восприятием и показывает человеку то, что известно как истина. Этот глаз Шивы известен как «Духовный глаз». что означает более глубокое сознание и позволяет нам видеть реальный мир, поскольку материальный мир является иллюзией.

Концепция третьего глаза не ограничивается индуизмом, но перекликается с различными духовными традициями по всему миру, включая буддизм и даосизм. В этих философских направлениях третий глаз связан с внутренним видением, интуицией и духовным пробуждением. Он служит проводником между физической и духовной сферами, обеспечивая доступ к более высоким состояниям сознания.

Считается, что открытие третьего глаза дает экстрасенсорные способности, ясновидение и способность воспринимать тонкие энергетические поля. Многие духовные практики направлены на активацию и пробуждение третьего глаза, такие как медитация, йога и пранаяма (контроль дыхания). Эти практики развивают внутреннее спокойствие и сосредоточенность, позволяя практикующему задействовать свою врожденную мудрость и духовный потенциал.

Символизм третьего глаза Шивы также несет в себе более широкое послание о циклической природе творения и разрушения. Как разрушитель, Шива открывает путь к новой жизни и росту, символизируя быстротечность материального существования и вечную природу духовной реальности.

Открытый третий глаз Шивы испускает пламя, уничтожающее Эго и зло. Считается, что Господь Шива открывал третий глаз только в крайних случаях, когда больше не оставалось места для прощения или для ещё одного шанса. Именно третий глаз дал Шиве эпитет разрушитель; когда огненное око открылось, оно уничтожило того, на кто упал взгляд Шивы.

Также считается, что третий глаз Шивы символизирует отказ от желаний. Именно этот глаз уничтожил Камадеву (любовное влечение или желание). Но, почему Шива отверг желание? Он осознал последствия — когда объект желания (Сати) уходит, это оставляет после себя огромную печаль и гнев.

Желание вызывает не только положительные эмоции, такие как любовь, привязанность, удовлетворение и сострадание, но и отрицательные эмоции, такие как гнев, неудовлетворенность и печаль.

Поэтому известно, что Господь Шива избегает этого, предпочитая холод горы Кайлас, которая представляет собой состояние трансцендентности, — где есть только тишина, покой и блаженство без чувства желания.

Третий глаз напоминает нам о том, что необходимо смотреть за пределы поверхностного, искать самореализацию и более глубокую связь с божественным.

Значение третьего глаза в йогической культуре

Третий глаз Шивы имеет огромное значение в йогической культуре, символизируя духовную мудрость, божественное знание и способность видеть за пределами обыденного. Эта мистическая концепция, часто ассоциируемая с Шивой, одним из самых почитаемых богов индуизма, представляет собой мощную духовную метафору и врата к более высоким состояниям сознания.

В йогической культуре третий глаз связан с шестой чакрой, Аджной, которая расположена посередине лба, немного выше межбровного пространства. Считается, что этот энергетический центр является местом интуиции, внутреннего видения и духовного озарения, позволяя практикующим преодолевать ограничения физических чувств и воспринимать мир с повышенным осознанием.

Третий глаз важен не только в контексте духовного роста и самореализации, но также имеет практическое применение в повседневной жизни. Развивая интуицию и проницательность, практикующие йогу могут развить более глубокое понимание себя и окружающего мира, способствуя лучшему принятию решений и развивая большее чувство эмпатии и сочувствия.

Практика пробуждения и активации третьего глаза является неотъемлемой частью многих техник йоги и медитации, таких как Тратака, форма сосредоточенного взгляда, и различные формы пранаямы или контроля дыхания. Эти практики направлены на очищение ума, обострение чувств и, в конечном счете, на пробуждение внутреннего видения, позволяя человеку испытать более высокие состояния сознания и духовное блаженство.

Когда Шива открывает третий глаз - символизм историй описаных в Пуранах

Воплощение Ади Шакти и сожжение Камадевы

Когда-то мир был ещё совсем молод и Господь Брахма — творец Вселенной попросил Шиву усовершенствовать его творение, Шива отделил от себя Ади Шакти, чтобы поддерживать баланс во Вселенной, и для этого ей суждено было выйти замуж за Господа Шиву и снова воссоединиться с ним.

На праджапати Дакшу, сына Господа Брахмы, была возложена обязанность заселить Вселенную. У него и его жены Прасути было много дочерей, выданных замуж за богов и мудрецов. По настоянию своего отца, Дакша умилостивил Ади Шакти, чтобы она родилась его дочерью, и вышла замуж за Шиву. Так на свет появилась Сати, ставшая любимицей Дакши.

Сати путём аскез достигла Господа Шивы и стала его женой, но вопреки воле своего отца Дакши. Спустя некоторое время праджапати организовал яджну (огненное жертвоприношение) и пригласил всех своих зятьёв, кроме Шивы, принять участие в ритуале.

Разозлившись на исключение своего мужа, Сати прибыла на яджну чтобы поговорить с отцом, но праджапати стал высмеивать аскетические поступки Шивы на глазах у всех собравшихся гостей. Не в силах вынести это унижение перед другими дэвами, Ади Шакти уничтожила тело в котором родилась, прыгнув в жертвенный огонь, тем самым остановив яджну.

Шива пришел в ярость, узнав о гибели Сати во время ритуала. Не в силах контролировать свой гнев, он отделил от себя Вирабхадру и Бхадракали, чтобы уничтожить Эго Дакши. Многие боги пытались защитить праджапати, но частицы Шивы уничтожили армию дэвов и обезглавили Дакшу.

Господь Брахма умолял Господа Шиву сохранить жизнь своему сыну и попросил прощения за его поведение. Шива немного успокоился и оживил Дакшу, заменив человеческую голову головой козла.

Затем Господь Шива вернулся на Кайлас, чтобы медитировать и очиститься от всего гнева и боли из-за потери Сати, отвергая всё мирское.

Прошло много времени прежде чем Ади Шакти снова воплотилась в материальном мире, теперь как дочь Химавана (царя гор). Супруги назвала дочь — Парвати. Она с рождения проявляла огромную преданность Господу Шиве и стремилась к нему. Парвати изо всех сил старалась угодить Шиве, чтобы он женился на ней.

Но Шива оставался бесстрастным, разочаровывая Парвати, и дэвов, которые хотели женить Господа Шиву по своим причинам. Им доставлял много неприятностей асур Тарака, и дэвы узнали, что победить его может только сын Шивы и Парвати.

Дэвы решили помочь Парвати, отправив Каму — бога любви и вожделения, на Кайлас. Пока Господь Шива медитировал, Камадев поднял свой лук  чтобы выпустить стрелу которая вызовет желание в сердце Шивы. Но результат оказался не таким, как ожидали дэвы.

Вместо того, чтобы открыть глаза и выразить желание, Господь Шива открыл третий глаз. Огонь вырвавшийся из центра лба Шивы сжёг Каму и превратил его в груду пепла .

Почему же Шива сжёг Каму?

В то время, как дэвы символизируют различные аспекты нашего мироздания, и Кама дэв – олицетворяет любовное желание.  Третий глаз Шивы является символом знания о себе (а не о мирских делах), когда третий глаз открылся, Камадев сгорел автоматически — благодаря открытому знанию желание исчезло . 

Сожжение Камы — это так же сожжение вожделения, которое отвлекает от проявления истинной любви. Но позже Шива воскресил Каму, так как желание направленное в правильное русло и на высоком уровне — под управлением любви — важно для осуществления творения.

Эта история подчеркивает важность сохранения сосредоточенности и дисциплины в духовной практике, а также необходимость преодолевать отвлекающие факторы материального мира для выражения чистых чувств и творения реальности.

Рождение Андхаки

Как повествует «Шива-пурана», однажды Парвати игриво закрыла глаза Шивы руками подойдя к нему со спины. Как только глаза Махадева были закрыты таким образом, всё мироздание погрузилось во тьму, и казалось, что жизнь угасла повсюду во вселенной.

Все живые существа утратили радость и наполнились страхом. Птицы замерли в воздухе на лету. Коровы стали живыми статуями, пасущимися на пышных зеленых полях. Тигр, готовый наброситься на свою добычу, застыл в прыжке, а олень остался стоять наклонившись к траве. Вся жизнь замерла и утихла.

Когда глаза Господа всех форм жизни были закрыты, вселенная казалась лишенной солнца. Вскоре сгущающаяся тьма рассеялась. Мощное и яркое пламя огня начало излучаться изо лба Махадева. Третий глаз Шивы, похожий на другое солнце, появился на его лбу. Этот глаз осветил мир, когда два других глаза были закрыты.

Прикрывая глаза Господа Шивы, руки богини Парвати вспотели. Пот, наполненный силой Шивы (огонь) и Шакти (вода), превратился в ребенка – слепого ребенка. Он пел, плакал, смеялся, плясал высовывая язык, как змея, и яростно гремел. Пара назвала этого ребенка – Андхака.

В это время жил асура по имени Хираньякша , у которого не было сыновей. Он молился Господу Шиве, и, довольная его преданностью, пара решила предложить ему в качестве сына Андхаку, чтобы воспитать его как своего собственного.

Повзрослев Андхака с помощью аскезы получил дар от Господа Брахмы. Андхакасура просил у него побед на протяжении всей жизни и бессмертия. Господь Брахма даровал ему первое благо, но спросил его, как он хочет уйти из этого мира, поскольку в материальном мире невозможно жить вечно. На это Андхакасура ответил, что согласен погибнуть от руки собственного отца, если когда-нибудь решит жениться на женщине, которая была бы ему как мать.

Усиленный этим даром, Андхака отправился завоевывать все три мира. В это время он встретил Парвати и её красота пробудила в нём страсть. Андхака решил сделать ее своей царицей. Когда он преследовал Парвати, Господь Шива пришёл ей на помощь и ударил Андхаку своим трезубцем. Так Андхака провисел на трезубце Господа Шивы более тысячи лет,со временем он осознал свою ошибку и попросил прощения у Господа Шивы.

Эта история повествует о тёмной стороне третьего глаза. Когда желание уничтожено, тогда рушатся все разделения — нет ни правой, ни левой стороны, ничего хорошего или ничего плохого. Это метафорически иллюстрирует, что физический мир закрывает глаза на реальность. Андхака означает «слепой», настолько слепой, что не различает даже мать и жену.

Рождение Джаландхара

Есть ещё один случай, который заставил третий глаз Шивы открыться. Однажды Господь Индра (царь небес) и Брихаспати (гуру богов) отправились на Кайлас, чтобы встретиться с Господом Шивой.

Чтобы проверить их преданность, Шива вышел им навстречу переодевшись отшельником и начал задавать вопросы. Индра в свою очередь спросил, кто он такой и где живет.

На это замаскированный Шива хранил молчание и не ответил ни на один из вопросов Индры. Молчание Господа Шивы разозлило царя богов. Он не понял, что их испытывает сам Шива. Индра вытащил свое оружие – Ваджру и атаковал Шиву.

Разъяренный Шива парализовал царя богов своим третьим глазом. Увидев эту битву между отшельником и Индрой, Брихаспати понял, что перед ним стоит сам Господь Шива. Гуру богов умолял простить Индру, и его просьба умилостивила Шиву. Махадев направил всю энергию своего третьего глаза к морю. Индра был спасен только благодаря вмешательству гуру Брихаспати. Махадев вернулся на Кайлас.

Эта сила третьего глаза Шивы в море превратилась в ребенка по имени Джаландхар. Брахма сказал ему, что однажды он станет правителем асуров, его сможет победить только Шива, и после того, как Джаландхар оставит материальное тело он вернется туда где зародился — в третий глаз Шивы. Со временем так и произошло.

Здесь третий глаз Шивы символизирует воплощение праведного гнева, в ответ на чью-то  импульсивность и отсутствие терпения.

Символизм трёх глаз Шивы, означает, что он держит в себе дух, энергию и материю. Таким образом, три глаза представляют Господа Шиву как высшую реальность.

Заключение

В заключение можно сказать, что третий глаз Шивы имеет глубокое значение в индуистской философии, духовности и культуре. Символизируя мудрость, проницательность и способность видеть за пределами материального мира, он продолжает захватывать воображение и преданность миллионов людей.

Философия, окружающая роль Третьего глаза в уничтожении невежества и восстановлении баланса в космосе, демонстрирует его важность в более широком космическом контексте. Кроме того, его связь с духовными практиками, такими как медитация и йога, подчеркивает универсальное стремление к самореализации и просветлению.

Углубившись в богатую символику третьего глаза Шивы, мы получаем ценное понимание древней мудрости и природы человеческого сознания.

Два глаза, которыми обладают люди, контролируются чувствами, которые ненадежны. Третий глаз представляет собой всепроникающее – Гьяну (знание) и Дхьяну (Сознание или концентрацию), которых человек стремится достичь.

Третий глаз Шивы остается мощным напоминанием о возможности преодолеть наши ограничения и достичь повышенного состояния сознания, направляя нас к более глубокому пониманию мира и нашего места в нем.

Смотрите также:

Поделитесь страницей

Присоединяйтесь к нам

Написать комментарий

Оставьте комментарий

Главная > Бог Шива > Третий глаз Шивы — символизм и значение

© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.