Махадев

Сайт об индуизме и ведических знаниях

Шива Бог богов или Махадев – один из самых сложных для описания богов индуизма. Он Разрушитель и Преобразователь, Он щедрый Боленатх, повелитель Вселенной – Вишванатх и грозный Рудра, он аскет и семьянин. Само имя – Шива означает – благой. Не просто в одной статье описать, кто такой Шива, как невозможно описать Вселенную. Но давайте попробуем.

Внешность Шивы

На протяжении веков люди романтизировали образ Господа Шивы.

Покрытая пеплом фигура, обернутая в тигровую шкуру. На голове полумесяц, змея обвивает шею, третий глаз в центре лба, густые спутанные волосы, река Ганга, стекающая с волос.

В то время как боги украшают себя золотом и драгоценностями Его украшения – это гирлянда из черепов (символ перерождений) или бусины рудракши.  Он может иметь две, четыре или больше рук, в одной  трезубец, барабан дамару в другой. Шива танцует космический танец Тандаву или сидит неподвижно в состоянии медитации.

Чтобы по-настоящему понять Шиву, важно знать, что он не ограничен тремя вещами: именем, формой и временем. Что ещё более важно, Шива – это не человек, сидящий в каком-то определённом месте или на небе.

Шива - значение имени

Шива (शिव, śiva) на санскрите значит Благой, Приносящий счастье.

Шива – это Ш(а) + И + Ва
«Ша» означает Шарира или тело,
«И» означает Ишвара, или энергию дающую жизнь.
«Ва» означает Вайю или движение.

Таким образом, Шива представляет тело наполненное жизнью и движением.
Если убрать «И» из Шива, имя превратится в слово шава (ша + ва).

Шава означает безжизненное тело. Шива обладает потенциалом жизни, тогда как “шава” безжизнен.

Это подводит нас к более глубокому пониманию того, что Шива – это жизнь, Шива – это потенциал для жизни, Шива – это всё – вселенская душа или сознание. Осознание и познание этого принципа (таттва) Шивы ведёт к состоянию, которое называется – Ананда (блаженство).

Формы Шивы

Шива Бог богов

В древние времена люди знали о возвышенной природе Шивы и определили три её состояния:

Арупа – вне формы. 
Рупа-Арупа – бесформенная форма.
Сарупа – обладающий формой.

Арупа – это состояние, в котором нет формы, образа или цвета, оно выходит за пределы пространства и времени, нет ничего на что можно было бы опереться в попытке описать состояние арупы. Это проявление возможно только когда Вселенная ещё не создана.

Состояние арупа Шивы – это то, что находится за пределами проявленного.

Шесть искажений не действуют в этом состоянии:
Адхи – Антха (начало и конец).
Санкоча – Вистара (сокращение и расширение).
Прасарана – Абхисарана (распространение и сосредоточение)
Эти характеристики применимы только для проявленного Творения.

Состояние арупа выражает Шиву как Чайтанья или чистое сознание, которое существует, но не проявлено и находится в покое. Это состояние является источником всего Творения, и все божества обязаны своим происхождением этому состоянию. Отсюда и имя Махадева – источник всех божеств, Бог богов.

Рупа-арупа – это бесформенное проявление в форме или форма, возникающая из другой формы. Переходное состояние от сукшма (тонкого) к стхула (грубому).

Сарупа – это то состояние, в котором Шива проявляется в разнообразных формах. Са означает “с” или “в сопровождении”. Таким образом, сарупа означает “с формой” или в проявленном состоянии.

Смотрите также: 64 формы Шивы

Кто такой Шива

Шива Сахасранама (1008 имен Господа Шивы) включает в себя такие имена:

Рудра – тот, кто побеждает печаль.

Пашупати – властелин всех живых существ.

Махадева – великий Бог, обладающий великой божественной силой.

Боленатх – сострадательный и щедрый.

Натараджа – царь танца, танцующий танец Тандава.

Махакала – тот, кто управляет временем.

Ишвара – верховный бог

Махайоги – великий аскет, который символизирует высшую форму сурового покаяния и медитации, ведущей к спасению.

Шива Пурана в главе 3, Шатарудра Самхита, Раздел 17, рассказывает о Рудре (одна из форм Господа Шивы). Согласно Шветашватара-упанишаде Кришны Яджурведы, Рудра – это всё, личность, Брахман, Рудра неповторим.

Рудра действительно един; ибо знающие Брахмана не допускают существования второго, только Он управляет всеми мирами Своими силами. Он обитает как внутреннее «Я» каждого живого существа. Создав все миры, Он, их Защитник, возвращает их в Себя в конце времен. – [Шветашватара Упанишада 3.2]

Он, всеведущий Рудра, создатель богов и дарователь их сил, опора вселенной, Тот, Кто вначале дал жизнь Хираньягарбхе – пусть Он наделит нас ясным разумом! [Шветашватара Упанишада 3.4]

Рудра – это тот, кто создает, защищает и снова растворяется в себе. Он создатель времени, всемогущий, всезнающий, тот, кто породил золотое яйцо, из которого возникла вселенная. Он – состояние «существования, сознания и блаженства» – Сатчидананда.

Тайтария Араньяка из Яджурведы в 10.23, 24 также говорит о Рудре как об абсолютной реальности, Верховном Брахмане.

Верховный Брахман, Абсолютная Реальность, превратился в андрогинную Личность в форме Умамахешвара, темно-синего и красновато-коричневого оттенка, абсолютно целомудренной и обладающей необычными глазами. Приветствие только Тому, Кто есть Душа вселенной или чья форма – вселенная. Все это поистине Рудра. Мы приветствуем Рудру, который таков. Мы снова и снова приветствуем это Существо, Рудру, который единственный есть свет и Душа созданий. Материальная вселенная – сотворенные существа и все, что много и обильно создано в прошлом и в настоящем в форме мира, – все, что действительно является этим Рудрой. Приветствую Рудру, который таков.

Шива – это состояние чистого сознания. Он – Господь души и природы. От Него происходит изменение жизни и освобождение, заключение во времени и свобода в вечности.

Насколько велик Шива

Хотя Шива не личность, но если нужно увидеть, насколько велико сознание Шивы, то можно сказать: “Брахмананда вьяпта деха”.

Что это значит?

Тело Шивы выходит за пределы галактик. Вся Вселенная – его тело. Все звезды, туманности составляют волосы, тысячи Солнц вместе – глаза. Вода – живот. Змея олицетворяет разум. Мир наполнен миллионами неповторимых вибраций, связанных с разумом, планетами и даже пищей. Всё взаимосвязано.

В Рудраштакам говорится:

Namaam-Iisham-Iishaana Nirvaanna-Ruupam
Vibhum Vyaapakam Brahma-Veda-Svaruupam |
Nijam Nirgunnam Nirvikalpam Niriiham
Cidaakaasham-Aakaasha-Vaasam Bhaje-[A]ham |

Приветствия Ишане (другое имя Шивы), форма которого является состоянием высшей нирваны (прекращение всех желаний и страстей, высочайшее блаженство),
Кто проявляет себя в форме, хотя, по сути, Он проникает всюду; и Его форма воплощает в себе высшее знание Брахмана, присутствующее в основе Вед.
Кто постоянно пребывает в Своём собственном Я, которое находится за пределами трех гун (саттва, раджас и тамас), и которое находится за пределами любых викальп (изменение и многообразие), и которое свободно от любого движения (из-за желаний и т. Д.),
Кто пребывает в небе Чидакаша (Духовное небо); Я почитаю этого Ишану (Шиву).

Почему Шива разрушитель?

В концепции индуизма каждый из троицы (тримурти) Богов выполняет определённые задачи для существования Мироздания: Брахма – создатель миров и живых существ, Вишну –  тот, кто управляет и поддерживает миры, Шива – разрушает и растворяет их материальное проявление. 

С периодичностью в несколько милионов лет в точке Маха-Пралайя, всё проявленное Творение уходит обратно в Великую Пустоту. Это происходит когда Шива начинает свой космический танец Тандава.

Всякий раз, когда Шиву называют Разрушителем, это означает, что Он разрушает зло и невежество, открывает начало новому. Шива выполняет задачу растворения и преобразования.

Он разрушает грубую форму – отождествление с Эго, так что происходит возвращение к источнику, в котором когда либо зародилась каждая живая душа и откуда начала своё путешествие творя и познавая мир и себя. И душа снова сливается с абсолютным Блаженством, называемым самим Шивой.

Как познать Шиву

Для познания и понимания Шивы учителя в направлении Трика кашмирского шиваизма рекомендуют четыре шага:

Анавопая – дисциплинирование эго
Анава – медитация
Сактопая – развитие внимания в тишине
Самбавопая – освобождение от мыслей

Так способы понимания Шивы требуют обращения к духовному и медитации.

Это подчеркивается в описании Шивы:

«Шивам Шантам Адвайтам Чатуртам Маньянте са Атма Са виннейаха»

(То бытие, которое находится за пределами трех состояний бодрствования, сновидения и сна и которое пронизывает их все, – это Шива, и это то, что стоит знать.)

Поскольку это состояние находится за пределами нашего понимания или не имеет формы, которую можно познать и воспринимать, оно сродни бесформенности. Его также можно называть арупа или турия авастха – четвертое состояние. В этом состоянии тело отдыхает, а ум находится в высшей степени осознанности.

Шива Бог богов, Махадев  – это тот источник, откуда всё пришло, который всё поддерживает и в который всё возвращается. Это Шива или Шива-таттва. Вы не можете оказаться вне Шивы, потому что Творение создано из Шивы. Ваш ум, тело, всё создано из Шива-таттвы. Поэтому Шиву называют «Вишварупа» – вся Вселенная является его формой.

Смотрите также:

Написать комментарий

Подписаться
Уведомление о
guest
2 Комментарий
Старые
Новые Наибольшее количество голосов
Посмотреть все комментарии
Светлана

Отличная статья, благодарю!!!!

Татьяна

Великолепная статья. Спасибо!

2
0