Махадев
Сайт об индуизме и ведических знаниях
Аштамурти (санскр. अष्टमूर्ति «Aṣṭamūrti») — 8 форм или проявлений Шивы согласно Шива Пуране и другим текстам индуизма. Шива пронизывает всю вселенную через эти формы, которые лежат в основе всего Мироздания.
Сарва — земля (kṣiti)
Бхава — вода (apas)
Рудра — огонь (anala), Атман
Югра — ветер (vāyu)
Бхима — эфир (ākāśa)
Ишана — Солнце (sūrya)
Махадева — Луна (soma)
Пашупати — душа (yajamāna)
Шатапатха-брахмана
Шатапатха-брахмана (6.1.3.1-18) дает следующую версию восьми форм Шивы (Аштамурти): «когда жизненный принцип проявился, у него не было имени, поэтому он плакал. Праджапати спросил о причине и, узнав, что новорождённый хочет имя, сначала дал ему имя Рудра, затем Шарва, Пашупати, Угра, Бхима, Бхава, Махадева и Ишана. Это была концепция, из которой авторы Пуран развили концепцию Аштамурти Шивы. Дело в том, что восемь форм Шивы символизируют пять грубых материальных элементов (эфир, воздух, огонь, воду и землю), два противоположных принципа Праны и Апаны (тепло и холод, представленные Солнцем и Луной) и принцип ума (манас), который является восьмым».
Шива Пурана
8 форм (воплощений) Шивы которые осуществляют всю деятельность Вселенной.
Сарва как земля — форма Господа Шивы, состоящая из земли, содержащей всю вселенную подвижных и неподвижных существ.
Бхава как вода — форма Высшей Души, состоящая из воды, оживляющей весь мир.
Угра как ветер — форма великого владыки Шивы, которая держит внешнюю и внутреннюю вселенную и пульсирует сама по себе.
Бхима как эфир — форма состоящая из небесного свода, который пронизывает всё и дает пространство для всего.
Пашупати как душа — форма которая является опорой индивидуальных душ и, пребывая в каждой, разрывает окружающие их узы.
Ишана как Солнце — форма Шивы освещая всю вселенную в форме Солнца движется по небу.
Махадева как Луна — форма которая укрепляет и насыщает вселенную нектароподобными лучами Луны.
Рудра как огонь — форма Шивы, Атман — великая душа, более всепроникающая, чем другие формы. Вселенная пронизана этой формой.
Так же, как эти восемь форм составляют Шиву, мы состоим из этих 8-ми элементов. Когда эти элементы находятся в гармоничном равновесии, нас охватывает чувство умиротворения, способствуя состоянию спокойствия и благополучия.
Давайте откроем для себя глубокий символизм Аштамурти Шивы или восьми форм Шивы и раскроем преобразующие качества, которые мы можем проявить в себе.
Согласно древним текстам, Сарва — воплощение Господа Шивы, которое охватывает землю и все живые и неживые существа во вселенной. Это воплощение придаёт форму и поддерживает все живые и неживые существа во вселенной. Глубокий вывод этого знания говорит о необъятности и взаимосвязанности всех вещей. Это напоминает нам о том, что всё и все взаимосвязаны и что мы все являемся частью чего-то гораздо большего..
Согласно священным текстам, Господа Шиву можно увидеть в форме Бхавы. Он воплощает сущность самой жизни в необъятных просторах вселенной. Влияние Бхавы простирается за пределы одной сферы, поскольку он охраняет семь миров и хранит сам источник их существования.
Бхава состоит из живительной воды, которая питает и оживляет весь мир. Что если мы можем стать элементом воды в чьей-то жизни?
В мире, где эгоцентризм и личные потребности часто затмевают эмпатию, представьте, что вы становитесь источником поддержки для других, как вода — поддерживающий жизнь элемент. Бхава учит нас искусству бескорыстного дарения нуждающимся, выходя за рамки личных желаний.
«Человеческая природа подобна воде. Она принимает форму своего сосуда». — Уоллес Стивенс
В своем ежедневном путешествии воплощайте сущность воды: ее гибкость, приспособляемость, решимость и концентрацию.
Как вода без усилий движется вокруг, под или сквозь преграды, так и вы должны. Откройте себя переменам, позволяя им формировать ваш путь. Когда вы с открытым сердцем встречаете жизнь, наблюдайте, какое глубокое влияние она оказывает на тех, кто вас окружает.
Рудра символизирует ревущий шторм, а также представляет огонь. Рудра в основном подчеркивает огненный аспект Шивы, который представляет разрушение. Чистая сила и интенсивность Рудры служат мощным напоминанием о способности Шивы вызывать преобразования, как огонь.
Огонь давно признан очищающим элементом, способным устранять нечистоты, не принимая сам их качества. Он остается в постоянном состоянии чистоты. У всех нас есть врожденный огонь внутри, жгучее желание, которое часто угасает, когда мы ведем негативный образ жизни. Вместо этого мы должны использовать этот тапас, чтобы устранить пагубные привычки и создать чистую основу для более здорового образа жизни.
Форма Шивы почитается многими, поскольку она содержит как внешнюю, так и внутреннюю вселенную. Благородные называют ее Угра, признавая ее огромную силу и самоподдерживающуюся природу. символически форма Угры Господа Шивы означает величие разрушения вселенной, чтобы выковать ее возрождение.
Сила ветра — это катализатор освобождения от негатива, который нас сдерживает. Она наделяет стойких силой процветать и побеждать. Это та самая сущность, которую мы ищем — мощный источник внутри нас, который стимулирует наш рост и успех.
Бхима, божественное проявление Господа Шивы, олицетворяет обширную сущность небесного свода, которая пронизывает все аспекты существования, предоставляя достаточно места для процветания всего.
Эта небесная форма Шивы не только охватывает всю вселенную, но также разделяет и различает основные элементы, составляющие наш мир.
Эфир — это загадочная сущность, которая охватывает как пустоту, так и бесконечные возможности. Он воплощает спокойствие, но при этом является катализатором всего движения и жизненной силы, подобно безграничному человеческому разуму.
Ум (читта) испытывает бесконечный поток колебаний (вритти). Эти колебания играют важную роль в формировании наших мыслей, эмоций и, в конечном счете, наших действий. Успокоение ума позволяет вам ориентироваться в жизни с ясностью и целью.
Преобразующая сила Пашупати, безусловное проявление Шивы! Эта божественная форма оказывает непоколебимую поддержку отдельным душам и освобождает их от оков запутанного существования.
Термин Пашупати происходит от сочетания «пашу», что означает животное, и «паша», что означает веревку или средство сдерживания. Кроме того, «пати» переводится как повелитель.
Но почему Его называют Пашупати? Животное, связанное веревкой, ограничено в своих действиях, зависит от других в пропитании и лишено знаний.
Аналогично, наше истинное Я ограничено тремя пашами, которые мы называем гунами – саттвой, раджасом и тамасом. Чтобы освободиться от их хватки, мы должны превзойти эти гуны, которые формируют наше физическое существование. Это освобождение может быть достигнуто только посредством Брахма-джняны, глубокого понимания Я.
Эта форма Шивы ярко отражает практику пратьяхары, практику непривязанности.
Ишана сияет на бескрайних просторах вселенной подобно солнцу, освещая все на своем пути.
Махадева принимает небесную форму Луны, одаривая вселенную своим питающим и обильным сиянием. Это божественное воплощение, напоминающее нектароподобные лучи, обладает силой укреплять и обогащать все, к чему прикасается.
Мощный символизм Солнца и Луны представляет собой существенную двойственность внутри нас: жизненную силу и ментальные способности, которыми мы обладаем. Объединение этих сил в совершенной гармонии имеет решающее значение для нашего духовного роста и повышенного осознания. Недостаточно полагаться исключительно на наши мысли или нашу огненную жизненную силу; истинное просветление приходит от интеграции всех аспектов нашего существа. Интеллект полной человеческой системы выходит за рамки суммы ее частей, превосходя отдельные элементы, чтобы создать глубокое и преобразующее целое.
Автор статьи: Татьяна Славинская
Написать комментарий