Иша Упанишада называется также Иша-Васья-Упанишада, то есть та, что дает Брахма-Видью, или знание Всепроникающего Божества. Основная мысль, проходящая через Иша Упанишада, состоит в том, что мы можем наслаждаться жизнью или обрести истинное счастье, если осознаем присутствие Бога во всём. Если мы не полностью осознаем то, что поддерживает нашу жизнь, как мы можем жить мудро и выполнять свои обязанности?
Что бы мы ни видели, движимое или неподвижное, хорошее или плохое, все это есть «То». Мы не должны разделять наше представление о вселенной; ибо, разделяя его, мы имеем лишь фрагментарное знание и таким образом ограничиваем себя.
Кто видит все существа в своем Я и свое Я во всех существах, тот никогда не страдает; потому что, когда он увидит все существа внутри своего истинного Я, тогда ревность, печаль и ненависть исчезнут. Он может только любить. Тот всепроникающий Единый самосияющий, нерожденный, бессмертный, чистый, незапятнанный грехом и печалью. Зная это, он освобождается от оков материи и выходит за пределы смерти.
Преодоление смерти означает осознание разницы между телом и Душой и отождествление себя с Душой. Когда мы на самом деле созерцаем в себе нетленную Душу и осознаем свою истинную природу, мы больше не отождествляем себя с телом, которое умирает, и мы не умираем с телом.
Самопознание всегда было темой мудрецов; и Упанишады особенно касаются познания Атмана, а также познания Бога, потому что между Атманом и Богом нет разницы. Это одно и то же. То, что исходит из Бесконечного Целого, также должно быть бесконечным; следовательно, Атман бесконечен. Это океан, мы капли.
Пока капля остается отделенной от океана, она мала и слаба; но когда она едина с океаном, тогда она имеет всю силу океана. Точно так же, пока человек считает себя отделенным от Целого, он беспомощен; но когда он отождествляет себя с Ним, тогда он превосходит всякую слабость и приобщается к Его всемогущим качествам.