Кена Упанишада называется так, потому что она начинается с вопроса: «Кем?» (Кена) по воле или по указанию направляется ли ум к своему объекту? От кого рождается жизнь? Что дает человеку возможность говорить, слышать и видеть? И учитель в ответ дает определение Брахмана, Источника и Основы бытия.
Дух Упанишад всегда состоит в том, чтобы показать, что независимо от того, куда мы смотрим или что мы видим или чувствуем в видимом мире, все это исходит из одного Источника.
Преобладающая нота всех ведических учений такова: одно огромное Целое становится миром, и снова мир сливается с этим Целым. Это также попытка различными способами определить этот Источник, зная, что всё остальное известно и без которого никакое знание не может быть достаточно авторитетно.
Учитель, однако, предупреждает ученика, что физический глаз, ухо, ум никогда не смогут Его воспринять; ибо Это то, что освещает речь и ум, дает возможность глазу, уху и всем органам чувств выполнять свои задачи.
«Оно отлично от известного, а также находится за пределами неизвестного». Тот, кто думает, что знает Это, не знает Этого; потому что Он никогда не известен тем, кто верит, что Его можно постичь интеллектом или чувствами; но это может быть познано тем, кто знает это как основу всего сознания.
Знающий Истину говорит: «Я не знаю Этого», потому что он осознает безграничную, бесконечную природу Всевышнего. «Ты — это (видимое), Ты — То (невидимое) и Ты — все, что за пределами», — заявляет он.
Обычное представление о знании основано на чувственных представлениях; но знание просветленного Мудреца не ограничивается его чувствами. Он обладает всем знанием, которое исходит от чувств, и всем, что исходит от Духа.
Кена Упанишада обладает особой целью — дать нам знание Реального, чтобы мы не попали под власть Эго, отождествляя себя со своим телом, умом и чувствами.
Человек становится смертным, потому что попадают во власть Эго и зависит от своих ограниченных физических и умственных сил.
Урок притчи о дэвах и Брахмане состоит в том, что нет никакой реальной силы, никакого реального деятеля, кроме Бога. Он око глаза, слух уха; и глаза, уши и все наши способности не имеют силы, независимой от Него.
Когда мы таким образом осознаем Его как основную Реальность нашего бытия, мы преодолеваем смерть и становимся бессмертными.