База знаний
Статьи
© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.
Махадев
Сайт об индуизме и ведических знаниях
Индуистская философия описывает энергетическое тело человека как Панчакоша (санскрит: पंचकोश), что значит пять оболочек. Такое строение человеческого тела впервые было описано в Ведах. Панчакоша обсуждается в Тайттирия Упанишаде которая является частью Тайттирия Самхита Кришны Яджур Веды, в ней также обсуждаются пути и средства достижения Брахмана. Там даётся подробное описание измерений человеческой личности или Самости.
Санскритский термин «панчакоша» буквально означает «пять оболочек» (панча = пять, коша = оболочка). Это модель, состоящая из пяти составных слоев, а именно анна-майя-коша, прана-майя-коша, мано-майя-коша, виджняна-майя-коша и ананда-майя-коша. Добавленное здесь слово майя означает «насыщенный» и подразумевает преобладание определенной субстанции, например, анна, прана и т. д., в определенной коше, «оболочке или слое».
Знание о Панчакоше лежит в основе ведантической психологии. На протяжении тысячелетий ведическое представление об энергетическом теле человека — Панчакоша, было обычным в бесчисленной индуистской литературе, в первую очередь в писаниях традиции Адвайта-Веданты.
Панчакоша формирует важную основу, на которой разрабатывались практики йоги. Поэтому абсолютно необходимо, чтобы все практикующие йогу имели правильное понимание о ней. Это знание служит очень полезным подспорьем для медитации и исследования Самосознания.
Панчакоша представляет нам всеобъемлющую модель которую мы можем наблюдать через наши мысли и чувства, основанную на функциональных аспектах конституции человека. Она дает нам схему того, как организованы различные аспекты и как они взаимодействуют друг с другом. Энергетическое тело человека описанное, как Панчакоша целостно и логично.
Популярная в современной духовности модель «тело-разум-дух» на самом деле не только упрощена, но и не совсем совместима даже с тем, чтобы начать понимать системы ведической мысли и йоги.
Кроме того, знание о строении Панчакоши также открывает множество возможностей для применения, поскольку эта модель функциональна и легко применима ко всем аспектам человеческой жизни.
Аннамайя Коша – «биологическая оболочка» (анна = пища)
Аннамайя Коша – первое энергетическое тело человека представленное, как «биологическое». Это наше физическое тело. Он в основном состоит из веществ, полученных из пищи, которую мы потребляем.
Аюрведа описывает этот слой как состоящий из семи основных тканей; а именно плазма (раса), кровь (ракта), мышцы (мамса), жир (меда), кости (астхи), костный мозг и нервы (маджа) и репродуктивная жидкость (шукра).
Веданта говорит, Аннамайя Коша – это бхога-аятанам, «основа переживаний». Как чайник — это сосуд, в котором заваривается чай, так и наше физическое тело — это платформа, на которой мы создаем опыт. Это слой, через который мы своим вниманием, мышлением общаемся и взаимодействуем с миром.
Только Аннамайя Коша человеческого тела претерпевает шад-викары, «шесть модификаций», а именно: асти (существование), джаяте (рождение), вардхате (рост), випаринамат (изменение), апакшеяте (распад), винашйате (смерть).
Пранамайя Коша — «энергетическая оболочка» (прана = жизненная сила).
Пранамайя Коша — «энергетический слой», второе энергетическое тело человека. Это наше энергетическое поле. В основном оно состоит из праны, которая стимулирует оживление и деятельность в физическом теле, а также в поле ума.
Пранамайя Коша – это среда, через которую распределяется и подается энергия для подпитки всех наших физиологических и психологических процессов. Она облегчает обмен информацией между разумом и телом, а также обеспечивает движение тела.
Прана всегда находится в движении. Различные потоки праны внутри Пранамайя Коши управляют различными функциями. Существует пять основных прана-вайю, или «потоков праны», и множество второстепенных прана-вайю. Основные пять:
Пранамайя Коша также включает в себя 5 карма-индрий или «пять чувств действия». карма-индрии отвечают за контроль, координацию и работу органов действия, таких как вак: речь (язык и гортань), пани: хватание (руки), пада: передвижение (ступни), пайю: выделение (анус) и упастха: сексуальная активность (гениталии).
Маномайя Коша – «оболочка ума» (манас = ум)
Маномайя Коша — это третье энергетическое тело человека или «когнитивный слой». Это поле мышления и творчества. Он в основном состоит из мыслеволн, которые принимают форму ощущений, воображения, эмоций и сенсорных конструкций. Когда художник представляет себе визуальное представление своего творения, значит, он работает с Маномайя Коша.
Веданта говорит, что Маномайя Коша — это бхога-садханам, «аппарат переживаний». Это инструмент, который интерпретирует стимулы и память и конструирует все наши переживания как сукхам, «приятное/удовольствие», так и дуккхам, «неприятное/боль».
Маномайя Коша состоит из трех основных способностей: манас, читта и джняна-индрии. Манас – это воспринимающий ум; вместилище ощущений, желаний, идей и чувств. Читта – это память; место памяти и воображения.
Маномайя Коша также содержит умственную способность джняна-индрий или «пяти познавательных чувств»: чакшу: зрение, шротра: звук, гхарана: обоняние, расана: вкус и твак: прикосновение. джняна-индрии отвечают за получение внешних раздражителей через органы чувств и упорядочивание информации в поле ума.
Виджнянамайа Коша — «интеллектуальная оболочка» (виджняна = интеллект)
Виджнянамайя коша — это четвертое энергетическое тело человека — «интеллектуальный слой». Это поле интеллекта и идентичности. Он в основном состоит из мыслеволн, которые принимают форму различения, узнавания, понимания, волеизъявления, направления, деятельности и идентификации.
Когда математик размышляет над абстрактными объектами своей гипотезы, он работает с Виджнанамая Коша. Наши мысли о суждениях, решениях и направлениях исходят отсюда.
Виджнянамаякоша содержит две основные способности: буддхи и ахамкару. Буддхи – это интеллект; способность рассуждать и различать. Традиции ведической мудрости, такие как Адвайта, рассматривают развитие буддхи как неотъемлемую необходимость медитации. Интеллектуальные способности буддхи, такие как вивека, «различительная мудрость» и вайрагья, «объективность/бесстрастие», являются важными духовными качествами.
Ахамкара – это индивидуальное эго; совокупность образов себя. Это портрет самотождественности, который возникает через отождествление с характеристиками и деятельностью тела и ума. Мы выражаем эго как наше чувство индивидуальности.
Веданта собирательно называет четыре способности, а именно манас, читта, буддхи и ахамкара — антакарана, что означает «внутренняя механика». Антакарана представляет наш основной комплекс ума, который составляет нашу личность.
Анандамайя Коша – «оболочка, в которой преобладает блаженство» (ананда = блаженство).
Анандамайя Коша — это пятое энергетическое тело человека, своеобразный «чертеж» человеческой конституции. Это область впечатлений и неведения. Он в основном состоит из дремлющих отпечатков, собранных нашим разумом из всего опыта и обучения. Весь замысел человеческой личности заключен в этих отпечатках самскар«впечатлений», и васан «тенденций». Это самый тонкий слой и основа человеческой природы.
Анандамайя Коша – это слой ума, переживаемый в состоянии глубокого сна. Оно лишено ряби ментальных мыслеволн, порождающих формы и измерения. Поэтому в нем нет возможности для возбуждения, давления и беспокойства, поэтому его опыт блаженен и безмолвен.
Содержимое Анандамайя Коши приобретает воспринимаемую форму только после того, как оно проявляется в виде вибрирующих мыслеволн «вритти»; строительные блоки других четырех кош, упомянутых ранее.
Индуистские учения также описывают энергетическое тело человека на основе качеств структурной формы или слоя. Эта концепция называется Шарира Траям, «Три тела», которая относится к трем телам, а именно. стхула шарира — «твердое тело», сукшма шарира — «тонкое тело» и карана шарира — «причинное тело».
Аннамайа Коша, представляющая собой органический физический слой, идентична стхула шарира, «твердое тело или грубое тело».
Пранамайа Коша, Маномайа Коша и Виджнанамайа Коша вместе составляют сукшма шарира, «тонкое тело».
Наконец, Анандамайа Коша – это то же самое, что карана-шарира, «причинное тело». Оно называется каузальным телом, потому что является причиной двух других тел.
Ведические мудрецы и философы, глубоко изучив человеческую конституцию, пришли к поразительному открытию: ни одна из оболочек Панчакоши не является источником Самосознания. Фундаментальный смысл бытия (существования) и чувствительности (сознания), выраженные словами «Я есть», не содержится и не производится Панчакошой.
Хотя ощущение ограниченного индивидуального «я» (личности) создается эго-мыслями (ахамкара), они не являются «истинным Я», которое индуистские писания чётко называют Атманом. Атман, Самость относится к нашему врожденному неизменному Бытию (Присутствию или вниманию) и Самосознанию.
Атман – это не постоянно меняющаяся составляющая человеческого тела (всех пяти оболочек), а самое её основание или источник, без которого энергетическое тело человека или Панчакоша не может проявиться.
Написать комментарий
© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.
2 комментария к “Панчакоша”
Здравствуйте,
Спасибо за подробную и хорошо написанную статью. Вы ее писали с опорой на какие-то источники? Хотелось бы почитать подробнее, так как возникают вопросы.
Здравствуйте, Мария. Спасибо за внимание. Источник, ответы преподавателей йоги. Какие у вас есть вопросы? Я могу дополнить статью или написать новую, чтобы ответить на них.