Махадев
Сайт об индуизме и ведических знаниях

Главная > Йога > Панчакоша. Энергетическое тело человека

Панчакоша

Индуистская философия описывает энергетическое тело человека как Панчакоша (санскрит: पंचकोश), что значит пять оболочек. Такое строение человеческого тела впервые было описано в Ведах. Панчакоша обсуждается в Тайттирия Упанишаде которая является частью Тайттирия Самхита Кришны Яджур Веды, в ней также обсуждаются пути и средства достижения Брахмана. Там  даётся подробное описание измерений человеческой личности или Самости.

Энергетическое тело человека, Панчакоша

Энергетическое тело человека

Санскритский термин «панчакоша» буквально означает «пять оболочек» (панча = пять, коша = оболочка). Это модель, состоящая из пяти составных слоев, а именно анна-майя-коша, прана-майя-коша, мано-майя-коша, виджняна-майя-коша и ананда-майя-коша. Добавленное здесь слово майя означает «насыщенный» и подразумевает преобладание определенной субстанции, например, анна, прана и т. д., в определенной коше, «оболочке или слое».

Знание о Панчакоше лежит в основе ведантической психологии. На протяжении тысячелетий ведическое представление об энергетическом теле человека — Панчакоша, было обычным в бесчисленной индуистской литературе, в первую очередь в писаниях традиции Адвайта-Веданты.  

Панчакоша формирует важную основу, на которой разрабатывались практики йоги. Поэтому абсолютно необходимо, чтобы все практикующие йогу имели правильное понимание о ней. Это знание служит очень полезным подспорьем для медитации и исследования Самосознания.

Панчакоша представляет нам всеобъемлющую модель которую мы можем наблюдать через наши мысли и чувства, основанную на функциональных аспектах конституции человека. Она дает нам схему того, как организованы различные аспекты и как они взаимодействуют друг с другом. Энергетическое тело человека описанное, как Панчакоша целостно и логично.

Популярная в современной духовности модель «тело-разум-дух» на самом деле не только упрощена, но и не совсем совместима даже с тем, чтобы начать понимать системы ведической мысли и йоги.

Кроме того, знание о строении Панчакоши также открывает множество возможностей для применения, поскольку эта модель функциональна и легко применима ко всем аспектам человеческой жизни.

Аннамайя Коша

Аннамайя Коша – «биологическая оболочка» (анна = пища)

Аннамайя Коша – первое энергетическое тело человека представленное, как «биологическое». Это наше физическое тело. Он в основном состоит из веществ, полученных из пищи, которую мы потребляем.

Аюрведа описывает этот слой как состоящий из семи основных тканей; а именно плазма (раса), кровь (ракта), мышцы (мамса), жир (меда), кости (астхи), костный мозг и нервы (маджа) и репродуктивная жидкость (шукра).

Веданта говорит, Аннамайя Коша – это бхога-аятанам, «основа переживаний». Как чайник — это сосуд, в котором заваривается чай, так и наше физическое тело — это платформа, на которой мы создаем опыт. Это слой, через который мы своим вниманием, мышлением общаемся и взаимодействуем с миром.

Только  Аннамайя Коша человеческого тела претерпевает шад-викары, «шесть модификаций», а именно: асти (существование), джаяте (рождение), вардхате (рост), випаринамат (изменение), апакшеяте (распад), винашйате (смерть).

Пранамайя Коша

Пранамайя Коша — «энергетическая оболочка» (прана = жизненная сила).

Пранамайя Коша — «энергетический слой», второе энергетическое тело человека. Это наше энергетическое поле. В основном оно состоит из праны, которая стимулирует оживление и деятельность в физическом теле, а также в поле ума.

Пранамайя Коша – это среда, через которую распределяется и подается энергия для подпитки всех наших физиологических и психологических процессов. Она облегчает обмен информацией между разумом и телом, а также обеспечивает движение тела.

Прана всегда находится в движении. Различные потоки праны внутри Пранамайя Коши управляют различными функциями. Существует пять основных прана-вайю, или «потоков праны», и множество второстепенных прана-вайю. Основные пять:

  • Прана – относится к дыхательной и кровеносной системам. Это основная прана, из которой возникают другие праны, и поэтому она дала название группе в целом. Имеет поступательное движение.
  • Апана – относится к устранению отходов и выделительной системе. Она имеет нисходящее и внешнее движение.
  • Удана – относится к голосовому аппарату и мимике (говорение, пение, смех и плач). Имеет восходящее движение. Она также играет роль в мыслительной деятельности и переключении ума между состоянием бодрствования, состоянием сна и состоянием глубокого сна.
  • Самана – относится к пищеварительной и метаболической системе. Характеризуется внутренним движением.
  • Вьяна – связана с мышечным движением, координацией и циркуляцией энергии по всему телу (кровоток).

Пранамайя Коша также включает в себя 5 карма-индрий или «пять чувств действия». карма-индрии отвечают за контроль, координацию и работу органов действия, таких как вак: речь (язык и гортань), пани: хватание (руки), пада: передвижение (ступни), пайю: выделение (анус) и упастха: сексуальная активность (гениталии).

Маномайя Коша

Маномайя Коша – «оболочка ума» (манас = ум)

Маномайя Коша — это третье энергетическое тело человека или «когнитивный слой». Это поле мышления и творчества. Он в основном состоит из мыслеволн, которые принимают форму ощущений, воображения, эмоций и сенсорных конструкций. Когда художник представляет себе визуальное представление своего творения, значит, он работает с Маномайя Коша.

Веданта говорит, что Маномайя Коша — это бхога-садханам, «аппарат переживаний». Это инструмент, который интерпретирует стимулы и память и конструирует все наши переживания как сукхам, «приятное/удовольствие», так и дуккхам, «неприятное/боль».

Маномайя Коша состоит из трех основных способностей: манас, читта и джняна-индрии. Манас – это воспринимающий ум; вместилище ощущений, желаний, идей и чувств. Читта – это память; место памяти и воображения.

Маномайя Коша также содержит умственную способность джняна-индрий или «пяти познавательных чувств»: чакшу: зрение, шротра: звук, гхарана: обоняние, расана: вкус и твак: прикосновение. джняна-индрии отвечают за получение внешних раздражителей через органы чувств и упорядочивание информации в поле ума.

Виджнянамайя Коша

Виджнянамайа Коша — «интеллектуальная оболочка» (виджняна = интеллект)

Виджнянамайя коша — это четвертое энергетическое тело человека —  «интеллектуальный слой». Это поле интеллекта и идентичности. Он в основном состоит из мыслеволн, которые принимают форму различения, узнавания, понимания, волеизъявления, направления, деятельности и идентификации.

Когда математик размышляет над абстрактными объектами своей гипотезы, он работает с Виджнанамая Коша. Наши мысли о суждениях, решениях и направлениях исходят отсюда.

Виджнянамаякоша содержит две основные способности: буддхи и ахамкару. Буддхи – это интеллект; способность рассуждать и различать. Традиции ведической мудрости, такие как Адвайта, рассматривают развитие буддхи как неотъемлемую необходимость медитации. Интеллектуальные способности буддхи, такие как вивека, «различительная мудрость» и вайрагья, «объективность/бесстрастие», являются важными духовными качествами.

Ахамкара – это индивидуальное эго; совокупность образов себя. Это портрет самотождественности, который возникает через отождествление с характеристиками и деятельностью тела и ума. Мы выражаем эго как наше чувство индивидуальности.

Веданта собирательно называет четыре способности, а именно манас, читта, буддхи и ахамкара — антакарана, что означает «внутренняя механика». Антакарана представляет наш основной комплекс ума, который составляет нашу личность.

Анандамайя Коша

Анандамайя Коша – «оболочка, в которой преобладает блаженство» (ананда = блаженство).

Анандамайя Коша — это пятое энергетическое тело человека, своеобразный «чертеж» человеческой конституции. Это область впечатлений и неведения. Он в основном состоит из дремлющих отпечатков, собранных нашим разумом из всего опыта и обучения. Весь замысел человеческой личности заключен в этих отпечатках самскар«впечатлений», и васан «тенденций». Это самый тонкий слой и основа человеческой природы.

Анандамайя Коша – это слой ума, переживаемый в состоянии глубокого сна. Оно лишено ряби ментальных мыслеволн, порождающих формы и измерения. Поэтому в нем нет возможности для возбуждения, давления и беспокойства, поэтому его опыт блаженен и безмолвен.

Содержимое Анандамайя Коши приобретает воспринимаемую форму только после того, как оно проявляется в виде вибрирующих мыслеволн «вритти»; строительные блоки других четырех кош, упомянутых ранее.

Три тела

Индуистские учения также описывают энергетическое тело человека на основе качеств структурной формы или слоя. Эта концепция называется Шарира Траям, «Три тела», которая относится к трем телам, а именно. стхула шарира — «твердое тело», сукшма шарира — «тонкое тело» и карана шарира — «причинное тело».

Аннамайа Коша, представляющая собой органический физический слой, идентична стхула шарира, «твердое тело или грубое тело».

Пранамайа Коша, Маномайа Коша и Виджнанамайа Коша вместе составляют сукшма шарира, «тонкое тело».

Наконец, Анандамайа Коша – это то же самое, что карана-шарира, «причинное тело». Оно называется каузальным телом, потому что является причиной двух других тел.

Истинное Я

Ведические мудрецы и философы, глубоко изучив человеческую конституцию, пришли к поразительному открытию: ни одна из оболочек Панчакоши не является источником Самосознания. Фундаментальный смысл бытия (существования) и чувствительности (сознания), выраженные словами «Я есть», не содержится и не производится Панчакошой.

Хотя ощущение ограниченного индивидуального «я» (личности) создается эго-мыслями (ахамкара), они не являются «истинным Я», которое индуистские писания чётко называют Атманом. Атман, Самость относится к нашему врожденному неизменному Бытию (Присутствию или вниманию) и Самосознанию.

Атман – это не постоянно меняющаяся составляющая человеческого тела (всех пяти оболочек), а самое её основание или источник, без которого энергетическое тело человека или Панчакоша не может проявиться.

Автор статьи: Татьяна Славинская

Написать комментарий

2 комментария к “Панчакоша”

  1. Здравствуйте,
    Спасибо за подробную и хорошо написанную статью. Вы ее писали с опорой на какие-то источники? Хотелось бы почитать подробнее, так как возникают вопросы.

    Ответить
    • Здравствуйте, Мария. Спасибо за внимание. Источник, ответы преподавателей йоги. Какие у вас есть вопросы? Я могу дополнить статью или написать новую, чтобы ответить на них.

      Ответить

Оставьте комментарий

Мы в соц. сетях

© Махадев
При использовании информации сайта в печатном или электронном виде ссылка на devonkedevmahadev.ru и указание имени автора обязательны.